До Всероссийского театрального форума, Фестиваля фестивалей «У Золотых ворот» осталось

Независимая оценка

Иванова Галина Яковлевна

Народная артистка РФ, лауреат областной премии им. Е. Евстигнеева.

Галина Яковлевна Иванова работает во Владимирском театре драмы с 1982 года. За это время ею создано более полусотни самых разноплановых сценических образов. Иванова, без преувеличения, – актриса широчайшего творческого диапазона.

Начав актёрскую деятельность в Ростовском ТЮЗе (которым в те годы руководил один из известнейших ныне театральных режиссёров Юрий Ерёмин), завоевывая зрителя в ролях Золушки и Джульетты, а также колоритных и энергичных мальчуганов, она очень скоро доказала, что способна на сложные психологические роли. Уже в 30 лет актриса была удостоена почётного звания «Заслуженная артистка РСФСР».

В галерее её созданий во Владимирском театре 1980-90-х годов – богатейшая коллекция ярких характеров, обворожительных юных героинь, таких как донья Анхела в «Даме-невидимке» П. Кальдерона (спектакль «Проделки молодой вдовы»); Антигона в одноимённой драме Ж. Ануя; Ольга Петровна в «Нахлебнике» И. С. Тургенева, Анна Васильчикова в «Василисе Мелентьевой» А. Н. Островского, царица Ирина в «Смуте» по трилогии А. К. Толстого. И рядом с ними – блистательные авантюристки, «женщины-вамп»: исчадие ада в ангельском обличье - леди Винтер в мюзикле «Три мушкетёра»; ироничная, трагическая и неотразимая королева Элинор в сложной психологической драме «Лев зимой»; пленительный генерал в юбке – Жозефина в «Корсиканке» И. Губача…

Актрисе в равной степени доступна и высокая лирика, и эксцентрика, и тонкая ирония. С особой убедительностью Г. Иванова играет социальных героинь, простодушных и непостижимых русских женщин. Эти её создания поражают органикой, искренностью, проникновением в заветные тайники народной души. Её Евгения из популярной комедии «Миленький ты мой» по пьесе М. Ворфоломеева, Катерина из «Семейного портрета с посторонним» С. Лобозерова, героиня спектакля «Скамейка» А. Гельмана, Люти из одноимённой пьесы А. Дударева и многие другие – маленькие шедевры виртуозного актёрского мастерства. Ибо производят впечатление абсолютной лёгкости, безыскусности, естества.

Переход на возрастные роли также не оказался для Г. Я. Ивановой тяжким испытанием. Возможно, потому что параллельно с ролью воздушной и прелестной доньи Анхелы она азартно играла роль скрипуче-гремучей старухи Хлестовой в «Горе от ума» А. С. Грибоедова?

Её сегодняшний репертуар, быть может, не так «многолюден». Зато каждая из этих ролей достойна отдельного упоминания.

Мать в «Балладе о солдате» – крошечный эпизод в финале спектакля – его кульминация и незабываемое потрясение. Простота и искренность, без пресловутой «монументальности», но какая концентрация силы!

Раневская в «Вишнёвом саде» – усталая, надломленная, потерявшаяся в жестоком мире – пожалуй, единственная её «роль на сопротивление», сопряжённая с затяжными творческими муками, поисками, сомнениями. Что, в принципе, вполне понятно, учитывая пронзительный психологический, интеллектуальный, нравственный симбиоз – Антон Чехов плюс Павел Хомский!

Роли последних сезонов – «пробивная» Атуева в «Свадьбе Кречинского», искромётная, озорная, чарующе женственная Ханума в одноимённой музыкальной комедии и, конечно, феерическая по многогранности, оригинальности и темпераменту Анна Андреевна в «Ревизоре». Блистательная демонстрация наслаждения профессией! Да, Иванова действительно работает «играючи», с упоением и радостью. И этот восторг творчества согревает её партнеров по сцене. А главное – дарит счастье и мощную душевную энергию зрителю. Наверное, это и принято именовать актёрским магнетизмом.

Г. Я. Иванова – актриса острохарактерная, лирическая, трагическая, комедийная. Но главная и уникальная особенность её таланта – способность мгновенного преображения: буквально на глазах у публики она может стареть, молодеть, хорошеть, наполняться светом или гаснуть! Вот настоящее чудо театра.

Галина Яковлевна – уроженка города Камешково Владимирской области. Её школьные годы прошли во Владимире. Здесь же, совсем юной девочкой, она начала постигать первые тайны актёрского мастерства, занимаясь в театральном коллективе легендарного владимирского режиссёра и литератора Александра Даниловича Тумаркина. Возвращение в родной город из Ростова-на-Дону было принципиальным решением уже зрелой и успешной актрисы. Её жизненный девиз основан на народной мудрости: «Где родился – там и пригодился».

Миниатюрная, хрупкая, предельно скромная в быту, народная артистка РФ Галина Яковлевна Иванова обладает на редкость сильным и волевым характером. Её отличает непостижимая работоспособность, выносливость, оптимизм.

Творческим подвигом актёрской супружеской четы Л. А. Соловьёва и Г. Я. Ивановой справедливо считать создание во Владимире самостоятельного театрального коллектива «Вечерний театр» (2001-08 гг.), ощутимо оживлявшего театральную жизнь города на рубеже веков, а главное – дававшего возможность творческой реализации невостребованным актёрам и другим театральным работникам.

Иванова была не только ведущей актрисой «Вечернего театра», сыгравшей массу интересных ролей, но и «правой рукой» художественного руководителя, взвалившей на себя все административные и хозяйственные заботы молодого коллектива. Безусловно, программа «адаптации» шедевров мировой классической драматургии до понимания «обывателями», которую по сути осуществлял «Вечерний театр», в целом оказала благотворное влияние на общетеатральную атмосферу города Владимира.

Сегодня Г. Я. Иванова – член правления Владимирского отделения СТД, активная общественница, чуткий, отзывчивый человек.

В ноябре 2009 года народную артистку России Г. Я. Иванову ожидал весьма солидный юбилей, «круглая дата», удачно и выразительно оттеняющая её великолепную творческую форму и нерастраченную энергию.


Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой и Анны Колесовой, Татьяны Колывановой, Оксаны Соловьёвой.

Купить билеты