ЭКСПРЕСС-ХРОНИКИ
ФЕСТИВАЛЯ ФЕСТИВАЛЕЙ «У ЗОЛОТЫХ ВОРОТ»
ДЕНЬ ОДИННАДЦАТЫЙ
26 сентября, пятница
М.Е. Салтыков-Щедрин
«ГОСПОДА ГОЛОВЛЁВЫ»
Семейная хроника в двух действиях по одноименному роману
Пензенский областной драматический театр им. А.В. Луначарского.
Режиссер – Дмитрий Петрунь
*Победителем в номинации «Высокое мастерство в воплощении русской классики» стала Галина Репная, исполнительница роли Арины Петровны Головлёвой. Фестиваль «Старейшие театры России в Калуге», 2013 г.
* Дипломом «За свой поиск в воплощении классики» награжден спектакль «Господа Головлёвы». Белгород, 2013 г.
* Заслуженная артистка РФ Галина Репная стала «Актрисой года». Тамбовский фестиваль им. Н.Х. Рыбакова. 2014 г.
«История умертвий», как называл этот свой роман великий писатель-сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин, поставлена в Пензенском областном драматическом театре с громадной долей оптимизма и человеколюбия. Смею утверждать это хотя бы потому, что, глубоко переживая, потрясаясь трагическими и возмутительными событиями, которыми так богат безысходный, мрачный сюжет «Господ Головлёвых», зрители выходят после спектакля пензенского театра наполненные светом и благодарностью. Это удивительный феномен.
Очевидно, режиссеру Дмитрию Петруню удалось найти ту уникальную интонацию, то необходимое жанровое русло, которое не лишает спектакль СОЗИДАТЕЛЬНОСТИ?
Совсем недавно мы наблюдали противоположное - пример разрушительного творения – очень мощного, темпераментного, талантливого и эстетически по-своему совершенного (я имею в виду, разумеется, «Екатерину Ивановну» Ярославского академического театра им. Ф.Волкова)… после которого трудно было совладать с чувством отвращения «к миру вообще», с агрессивной энергией, раздражением и иными болезненными реакциями. Хотя именно с точки зрения постановки конкретной пьесы Леонида Андреева – это была несомненная творческая победа и постановщиков, и исполнителей!
Но недаром, видимо, (заметьте – на Украине, в Запорожской области – и с 1992 года!!!) возникают театральные фестивали, типа Международного фестиваля «Добрый театр», поскольку искренние жизнеутверждающие произведения искусства нужны человечеству, как воздух… и уж никак не меньше, чем суровый Набат, Предупреждение, Протест и т.п.?
Возможно, именно на III Всероссийском форуме «У Золотых ворот» будет сформулирована нравственная концепция его программы? Посмотрим.
А пока – конкретно к «Господам Головлёвым».
Мобильная и многомерно, причудливо трансформирующаяся сценография спектакля (художник Олег Авдонин), тем не менее, изначально ограничила пространство существования героев в сумрачном дощатом мирке «семьи», вырваться из которого не дано никому из семейства Головлевых (разве что выброшенный Иудушкой в сиротский приют младенец - его самый младший сын «Володенька», прижитый от ключницы Евпраксеюшки, чудом выживет, избежит гнусной наследственности и будет свободен от проклятия рода Головлевых?)))
Проклятие тяготеет над этим преуспевающим поместьем в тысячу душ изначально. Более мрачной «семейной идиллии» трудно найти даже в мировой литературе. Салтыков-Щедрин воплотил ярчайшие, уникальные (национальные?) характеры.
Во-первых, – деспотичной матери семейства, мощной и по-своему мудрой, по-своему талантливой помещицы, одарившей своих потомков неудачливой и трагической судьбой. Во-вторых, – семейного изувера с льстивыми повадками и приторными речами. «Иудушка Головлев» - имя нарицательное, один из колоритнейших образов русской литературы. Бесплодие рода, уход в Ничто, в никуда большой семьи – что может быть трагичнее! Могучее дерево, сгнившее на корню…
Дмитрий Петрунь очень ярко и отчетливо дает ответ, ПОЧЕМУ род Головлёвых постигла столь позорно-трагичная участь, - уделяя приоритетное внимание именно образу Арины Петровны. Это блистательная работа заслуженной артистки РФ Галины Репной.
В атмосфере постоянных унижений домочадцев, постоянного материнского произвола, её грубых и ядовитых попрёков и неправомерных требований к детям: максимального елейного, прямо-таки верноподданнического выражения «нежности», «любви» и «благодарности» к маменьке, – выжить и процветать смог только такой монстр, как «Иудушка» (какое всё-таки убийственно точное прозвище!) – средний сын Порфирий Владимирович Головлев, роль которого превосходно исполнил заслуженный артист РФ Сергей Казаков…
Его грубая лесть и тошнотворная «нежность» заставляет содрогаться даже мать, чьим требованиям юный Порфиша так старался соответствовать. Гнусность его – ни для кого не секрет. В семье он давно прозван «кровопивушкой» и «откровенным мальчиком» (что означало, ничто иное, как наушничество-доносительство), но противостоять этой стремительно произрастающей мерзости не может никто. Даже Арина Петровна постепенно пасует перед ним.
По ходу спектакля зритель всё больше и больше проникается сочувствием и симпатией к «прозревшей» старушке (хотя она и раньше в отношении Порфирия слепой не была). И в сцене ее апокалиптически грозного «ПРОКЛИНАЮ!» зал просто ждет чуда и катарсиса. Но – не сбывается. «Кровопивец» (((ну прям как Игорь Коломойский!!!)) остается до поры невредимым и непробиваемым.
Надо сказать, роман написан невероятно емким языком. В своей инсценировке режиссер Дмитрий Петунь отважно отказывается от возможности использования роскошного «закадрового» авторского текста и при этом – сохраняет неповторимую щедринскую стилистику и атмосферу. Не только благодаря колоритному языку персонажей. Масса сценических метафор, озорных, забавных и пронзительно-трагических сценических находок, типа петушиного наряда «папеньки» - разнесчастного Владимира Михайловича Головлёва (Александр Куприянов), ямщицких сцен, перебросов на новое место действия или знаков гибели очередного Головлёва (запрокидывание на лавку, мешок на голову)… – всё это легко «считывается» залом и производит сильное впечатление. Справедливо отметить превосходный актерский ансамбль, где каждая работа убедительна и достойна отдельного конкретного разбора, на который у нас, увы, нет ни места, ни времени.
А что касается СОЗИДАТЕЛЬНОСТИ спектакля, то причина этого всё-таки нам видится в элементарном (пусть не в победе добра над злом – куда уж!!!)... В неизбежном и справедливом возмездии за Зло, за преступления против человечности.
Экспресс-летописец Тина ЭЛТОНС