ДЕНЬ ВОСЬМОЙ. 23 сентября, вторник 

Российский академический театр драмы имени Фёдора Волкова (Ярославль)

Леонид Андреев

ЕКАТЕРИНА ИВАНОВНА

Драма в 2-х действиях «с разрывом»

Евгений Марчелли назвал жанр спектакля "драма в 2-х частях с разрывом". Разрывы здесь проходят на всех уровнях - эстетическом, психологическом, эмоциональном, социальном и философском. Последствия выстрела депутата Государственной Думы Георгия Стибелева (Владимир Майзингер) в свою жену растягиваются на два акта жизни, из которых первый еще лежит по эту сторону добра и зла, а второй - уже по иную, в которой буквально и символически царит дьявольский "красный смех" (название известного рассказа Андреева).

Алёна Карась

4 номинации Национальной театральной Премии «Золотая Маска-2011″ («Лучший спектакль», «Лучший режиссер» — Евгений Марчелли, «Лучшая женская роль» — Анастасия Светлова, «Лучшая мужская роль» — Владимир Майзингер).   —   Анастасия Светлова — Лауреат Специальной Премии Жюри Фестиваля «Золотая Маска» за роль Екатерины Ивановны.   -   Призы фестиваля «Тверское Золотое Кольцо» в номинациях: «Лучший режиссер» — Евгений Марчелли, «Лучшая женская главная роль» — Анастасия Светлова, «Лучшая мужская роль второго плана» — Николай Шрайбер.

… «Не стреляйте в белых лебедей!»… «Не будите спящую собаку!!» «Не отрекаются любя!!!»… «Не так живи, как хочется»….. «но пасаран!!!» и т.п.))))) - в финале этого спектакля заслуженного деятеля искусств РФ и неоднократного лауреата «Золотой маски» Евгения Марчелли в голове начинают толпиться и клубиться какие-то стандартные и беспомощные формулировки с обязательным энергичным отрицанием. Но все они слишком слабы и мелки на фоне того настроения разрушения, распада, раздражения, «раздрая», которое охватывает рядового зрители, посмотревшего этот очень талантливый, очень чётко выстроенный, визуально даже очень красивый, а духовно – адски мучительный спектакль.

«Екатерина Ивановна» - похоже, не самая репертуарная пьеса Леонида Андреева. Ну а мне лишь однажды довелось увидеть постановку по ней – на Всероссийском фестивале «Драматургия Серебряного века», который проходил в начале 90-х в Нижнем Новгороде. Тот спектакль привез театр из закрытого города Челябинск-65 (ныне Озёрск), города, где с радиацией «на ты», где «делали ядерные бомбы»… Спектакль был – уж извините! -  фальшивым насквозь, поскольку эту безумную пьесу Леонида Андреева надо ставить только агрессивно и безумно.

Тогда председателем жюри была Наталья Анатольевна КРЫМОВА. Она неизменно блистала в массовых обсуждениях спектаклей фестивалей, ее слово всегда было заключительным. После этого спектакля никто не хотел и не мог говорить, и все с тайным «злорадством» почему-то ждали, как будет «выкручиваться» из ситуации Крымова, которая тогда и позже, да и раньше неофициально именовалась «театральным критиком номер один»… Наталья Анатольевна очень спокойно и пространно начала говорить о Валентине Серове, о его знаменитой картине «Похищение Европы». Все недоумевали, но слушали с упоением, поскольку рассказчик она была – гениальный!  В финале Крымова подвела всех к теме страстного, огненного взора Быка (Зевса), обращенного на его пленницу. «Вот такого взора я в спектакле не дождалась, а ему там самое место!» - неожиданно завершила Крымова.  Гром аплодисментов и восхищенный хохот  присутствующих были ей ответом.

Так вот. Полагаю, что в спектакле Евгения Марчелли Наталья Анатольевна, вероятно, недостатка в огнедышащих взорах и безумных страстях не обнаружила бы. Вулкан страстей, огненная лава, а дальше – духовная пустыня… Такова видимо, кардиограмма постановки?

Весь сыр-бор – в беспочвенной ревности мужа, получившего анонимку завистника. Очевидно, чудный, счастливый брак Гори и Кати Стибелевых уже шел к распаду, а три яростных, холостых выстрела Георгия Дмитриевича Стибелева в невинную жену окончательно обрушили на него надгробную плиту. Поскольку дальше идет стремительный и мерзкий процесс разложения. Это даже не безоглядная, отчаянная месть оскорбленной невинности, не попытка жертвы навета найти утешение, сочувствие, родную душу, «приклонить голову» и т.п.  Нет, Екатерина Ивановна просто безнадежно мертва. А уж насколько «смерть ей к лицу» - судят бывшие друзья, бывшие влюбленные- поклонники ее красоты и по все параметрам бывший муж… Со свойственной эстетике Серебряного века изысканной пряностью Леонид Андреев смакует и исследует этот  процесс в своей пьесе 1913 года.

Марчелли предложил свой огнедышащий  вариант «смакования». В этом ему потрясающе помогли гений лаконизма и сценической метафоры, сценограф Олег Головко; поистине выдающийся художник по свету Глеб Фильштинский, композитор Игорь Есипович (участвующий в спектакле в роли Тепловского и аккомпанирующий Екатерине Ивановне в сцене Танца семи покрывал на ядовито-зеленом рояле, который весь раскрыт – и музыкант терзает его не только как рояль, но и как «арфу»!!!)

И конечно - превосходные актеры – лауреаты «Золотой маски»  Владимир Майзингер (Георгий Стибелев)  и беспрецедентная Анастасия Светлова (Екатерина Ивановна), Николай Шрайбер (Ментиков), Алексей Кузьмин (Коромыслов), Вера Игнатьевна (з.а. РФ Ирина Чельцова) и другие.

Алена Карась, театральный критик:

«Едва не убитая мужем за воображаемую связь, Екатерина Ивановна (выдающаяся актерская работа Анастасии Светловой) реализует эти мужские фантазии в таких вакхических размерах, которые никакому депутату никакой думы не могли бы прийти в голову. Выстрел, то есть неосуществленное убийство, пережитое ею всей полнотой существа, она обращает на все общество, на весь мир, в котором нет больше места любви и семейным ценностям. Владимир Майзингер (Стибелев) играет "невинную", обаятельную и бессознательную маску зла, не сознающего своего падения. Она же полностью осуществляет мужнины подозрения, переспав с Ментиковым, всю ничтожную, из Достоевского почерпнутую подлость которого с аскетической элегантностью играет Николай Шрайбер.

В этом - страшный и горький смысл андреевской пьесы, едва ли не впервые в русской культуре обозначившей трагическую тему ХХ века: мужская агрессия, существующая в скрытом виде, получает в женщине меру предельного, самоубийственного жеста. То, как играет это Анастасия Светлова, делает спектакль Марчелли отважным не только в тематическом, но в эстетическом смысле. Как пружина напряженная и сдержанная в первом акте, во втором актриса обнаруживает перед нами внутренний ландшафт взрыва, сравнимого с атомным.

Не случайно все действие происходит в мастерской художника Коромыслова, ближайшего друга депутата (Алексей Кузьмин), больше похожей на лабораторию алхимика. Ее агрессивный красный цвет только подчеркивает дьявольский характер метаморфозы, происшедшей с миром, который замечает, кажется, только эта сходящая с ума женщина.

Заставив Екатерину Ивановну позировать ему в образе Саломеи, художник срывает с нее все покрывала, являя миру ее вызывающе прекрасное тело. Публика ярославского театра, уже наслышанная об этом "аттракционе", с радостью достает свои "мыльницы", чтобы запечатлеть диковинку. Но вскоре ей становится лихо не от телесной, но от нервной обнаженности, с которой вступает актриса в свою самую кульминационную сцену. Танец семи покрывал, танец Саломеи (напомним, отрезавшей голову Иоанну Крестителю) предстает как душераздирающий брейк-данс (хореограф Игорь Григурко), и в этих ее конвульсиях немалая часть женской аудитории с замиранием сердца и слезами на глазах узнает свои невидимые миру "танцы".

В спектакле Евгения Марчелли, несмотря на весь его стильный экспрессионизм, явно видны не только мотивы русского исторического декаданса, пришедшегося на начало позапрошлого века, но и того более глубинного упадка, который по-разному, но одинаково сильно разглядели еще раньше Федор Достоевский и Август Стриндберг».

С приходом Е.Марчелли в Ярославский театр вернулась  его традиционная актерская «сверхъестественная органика». Потому-то так наэлектризован зал. И мысли – лавиной. Недаром на спектакль столько великолепной прессы.

Экс-пресс-летописец Тина ЭЛТОНС


Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой и Анны Колесовой, Татьяны Колывановой, Оксаны Соловьёвой.

Купить билеты