Двенадцатый день. 27 сентября 2016 г.

13.30 — лекция заслуженного деятеля искусств РФ, историка театра и театрального критика, златоуста, эрудита, так сказать - «ходячей театральной энциклопедии» Валерия Васильевича Подгородинского «Кто был первым русским режиссёром...», вопреки названию и ожиданиям, была посвящена, прежде всего, тандему Режиссёра с Актёром. Наиболее конкретно на этот счет высказался Александр Павлович Ленский, актер, режиссер, педагог, теоретик театра, в 1865 году дебютировавший во Владимирском драматическом театре как актёр, а в зрелые годы неразрывно связанный с судьбой Малого театра (Москва). В 1895 году Ленский охарактеризовал профессию режиссера как профессионала, объединяющего все составляющие компоненты спектакли в гармоничное целое, а актёра берущего в соратники!..

      17.00. Спектакль «ДЕДУШКА» по пьесе Керен Климовски и Марии Райс (совместный интерактивный проект театра КЕФ и театра Insite, г. Мальме, Швеция) в постановке Пелле Олюнда и в исполнении двух замечательных актёров (и, кстати, - руководителей этих театров). Трагическая и волнующая история двух погибших молодых солдат  - Семёна и Хельмута — советского и немецкого, их юных жён-солдаток, их вдов, их дочерей и  внуков... Именно выросшие внуки — Элиас (Илья) и Матиас в исполнении Элиаса Файнгерша и Матиаса Торнбьорнссона, для которых события спектакля во многом реальны и автобиографичны  — возвращают к жизни эти жёсткие параллели и перехлёсты человеческих судеб. «Дедушка» идет на русском  и шведском языках (с синхронным переводом Керен Климовски). Интригующа и необычна форма спектакля, в котором зрители вовлечены в эпицентр событий не только чисто «территориально». По замыслу постановщика,  они  находятся на сцене, в гуще событий и напрямую общаются с главными исполнителями, в эпизодах становясь их собеседниками или заинтригованной массовкой. Эффектное световое решение предельно функционально и, помимо кинохроники, строчек писем, вливающихся прямо в душу, способно  создавать иллюзию то огромного пространства... то встревоженной войной березовой рощи, то бомбардировки, то - звёздного или облачного неба. А зачастую —  это визуализация  состояния души. Особенно поразило шумовое и музыкальное оформление, которое музыкант-виртуоз Элиас Файнгерш творит буквально на глазах зрителей с помощью своего волшебного тромбона, голоса и микрофона с компьютерным пультом. Содержательный и невероятно атмосферный спектакль!

dedyshki_02.jpg

      Завершил этот фестивальный день показ спектакля Молодежного театра «С улицы Роз» (Кишинёв, Молдова) - «ЛЕДИ МАКБЕТ МЦЕНСКОГО УЕЗДА» по мотивам очерка Николая Лескова в постановке заслуженного деятеля искусств Республики Молдова Юрия Хармелина. Режиссер и сценограф спектакля Юрий Хармелин сохранил и подчеркнул  лаконизм, аскетизм (и схематизм?) очеркового стиля, сосредоточив все события в единой декорации. Прямо на авансцене высятся грубо, но надёжно сколоченные гигантские и многофункциональные качели (мощные столбы и доска на цепях, способные вместить и выдержать до десятка человек): то это громадные весы на мельнице, то ложе страсти, то лобное место, где всевластный купчина сечёт провинившегося работника, то плот, на котором переправляют через бурную реку каторжан, идущих по этапу. Эта сценография и задаёт спектаклю ритм - «ритм качелей». Такое же — очерковое — решение, видимо, сознательно использовано и в воплощении характеров главных героев - Катерины Львовны Измайловой  и Сергея. Все преступные решения во имя неудержимой страсти к Сергею Катерина принимает без каких-либо движений души — без сомнений и сожалений. Основной акцент сделан постановщиком на сценах «грехопадения»,  насилия, убийств, для них найдены выразительные сценические - ну если не метафоры, - то «эквиваленты»... Густая краска, порождающая жанр «трагический лубок», притча-лубок... Сюжет донесён тщательнейшим образом. А вот воздуху вздохнуть, задуматься и хоть на мгновение сердцем откликнуться, посочувствовать хоть кому-нибудь из персонажей (разве что только трогательному мальчику Феденьке (Андрей Кабаченко!..) зрителю не предлагается. 

 

dedyshki_01.JPG

                 ЭКС-пресс-летописец Татьяна ЛАВРОВА


Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой и Анны Колесовой, Татьяны Колывановой, Оксаны Соловьёвой.

Купить билеты