ЭКСПРЕСС-ХРОНИКИ. День седьмой. 22 сентября 2016 г, четверг
17.00. Спектакль Владимирского академического театра драмы «Миры в столкновении» по пьесе израильского драматурга Идо Нетаньяху показан на фестивале фестивалей «У Золотых ворот» в программе спектаклей малой формы и в формате международной премьеры. Специально ради этого знаменательного события на фестиваль приехал автор пьесы — Идо Нетаньяху с супругой и атташе Посольства Израиля в России Виолетта Дьяченко, тепло приветствовавшая участников и зрителей фестиваля и поблагодарившая инициаторов создания такого необыкновенного творческого проекта — директора Владимирского академического театра драмы Бориса Гунина и драматурга Идо Нетаньяху. В этой связи невозможно умолчать о выдающейся роли в сценическом воплощении этой пьесы талантливого режиссёра, заслуженного деятеля искусств Республики Узбекистан Наби Абдурахманова (постановщика и первой пьесы Нетаньяху «Хеппи энд» о Холокосте), который сам перевёл её с английского и нашёл интересную, адекватную и даже увлекательную сценическую форму для этого, якобы, «сугубо научного произведения». В этот день зрители увидели в роли Альберта Эйнштейна народного артиста РФ Николая Горохова, а в роли профессора Великовского — актёра Молодёжного театра Узбекистана (г. Ташкент) Обида Абдурахманова, первого в мире исполнителя этой роли (премьера «Миров в столкновении» в Ташкенте состоялась в апреле 2015 года. Интересно, что построенный на конфликте двух учёных спектакль вызывает не только неожиданную зрительскую заинтересованность, но и бурные эмоции! Так скептическое отношение Эйнштейна к гипотезам И. Великовского постепенно переходит в изумление, согласие и искреннюю увлечённость. Как знать, возможно, «Миры в столкновении» Нетаньяху станут поворотной точкой в современном театре и от исследования разных интимных физиологических проблем человечества Театр повернется вновь к проблемам Познания Вселенной?..
…А на сцене театра драмы в 19 часов начался спектакль Тольяттинского Молодежного театра (ТЮЗа) «Дилижанс». Постановка пьесы Карло Гольдони «Слуга двух господ» в стилистике итальянского площадного театра dell'arte — далеко не новость. Скорее — традиция. Но художественный руководитель театра Виктор Мартынов решил усугубить (мягко, в «формате ТЮЗа») «площадность» своё искромётного действа сегодняшними российскими реалиями. Сюжет Гольдони разыгрывают приглашённые «с миру по нитке», разношёрстные исполнители — для того, чтоб украсить открытие супермаркета «Венеция» в некоем условном российском городке. Отсюда весёлая предыгра и при входе зрителей в зал. И пёстрая компания «с улицы», бесцеремонно шествующая к сцене прямо в шапках и куртках! И поиски прямо среди публики спасительной замены загулявшему исполнителю главной роли — Труффальдино!.. И вот он найден — простой «владимирский» паренёк Петя, в меру лохматый, вроде бестолковый, однако - смышлёный и пластичный (арт. Пётр Зубарев). На скорую руку ему объясняют задачи, дают полистать роль. И — понеслось!.. Безусловно, остроумно. Безусловно, весело. Изобретательная, стильная и остроумная сценография Нины Мурзиной. То же самое можно сказать и о костюмах Елены Золотарёвой. Отличная хореография Натальи Сапожниковой. Сюжет «Слуги двух господ» настолько прост и элементарен, что без импровизаций — без dell'arte - там нечего делать. И тольяттинцы не истощимы на придумки и юмор. В первом действии. В азарте темпераментных импровизаций упущено только одно. Эх, если бы режиссёру удалось сделать отбор, «отжать» лишнее... Но в целом — впечатление вполне dell'art-истичное!)))
ЭКС-пресс-летописец Татьяна ЛАВРОВА