До Всероссийского театрального форума, Фестиваля фестивалей «У Золотых ворот» осталось

Независимая оценка

 

 День шестой. 21.09.2016 г., среда

Шестой день фестиваля был ЭКЗОТИЧЕСКИМ.

 Владимирский областной театр кукол (ВОТК) показал премьеру минувшего сезона, одну из самых популярных сказок великого русского сатирика Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина «КАК ОДИН МУЖИК ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ» в постановке главного режиссёра ВОТК Марины Протасовой. Это единственный кукольный спектакль, принявший участие в форуме «У Золотых ворот-2016». Сказка Салтыкова-Щедрина получила во Владимирском театре кукол новую жизнь, хорошо вписавшись в излюбленную владимирскими кукольниками, проверенную годами стилистику синтетического спектакля. В постановке  - и «живой план», и выразительные планшетные куклы, и открытый приём кукловождения — всё гармонично работает на убийственную щедринскую иронию. Удачно  назначение на роли генералов — Толстого и Тонкого — женщин-актрис, поскольку эти бесполые «нечто» больше похожи  на беспомощных и капризных «дитятей», нежели на представителей «мужеского полу». Зато уж брутальность Мужика (Сергей Ерофеев) подчёркнута многократно: он и огромен, и басовит, и громогласен, и «косая сажень в плечах»! А главное — щедр душевно и благороден до слёз. С замечательным юмором играют генералов заслуженные артистки РФ Надежда Лукьянова и Татьяна Макух. Выразительны куклы и сценография театрального художника Артура Вольховского, прекрасна музыка Алексея Сидорцева. Щемяща неожиданно лирическая тема «ностальжи» (видЕние заброшенных на необитаемый остров генералов):  уютный городской экипаж, мирно катящийся по петербургским улицам. Спектакль саркастичен и метафоричен, а главное - вполне хорош для показа зрительской аудитории от младших школьников и до «бесконечности».

idiot_01.JPG

 

Вечером на сцене театра драмы впервые выступил многолюдный коллектив из Токио (Япония) с постановкой художественного руководителя и главного режиссёра Токийского Нового Репертуарного театра, заслуженного деятеля искусств РФ Леонида Анисимова - «Идиот» по роману Ф.М. Достоевского. Постановщик взял за основу инсценировку народного артиста СССР Георгия Александровича Товстоногова.

idiot_02.JPG

 

        Страстность, испепеляющая героев изнутри и взрывающая действие на крутых поворотах сюжета, трагизм прозы Достоевского, кажется, особенно близки японскому менталитету. В этом мы еще раз убедились, в течение трех часов, затаив дыхание внимая тому,  как вкусно, сочно и филигранно японские артисты играют «Идиота»! Многие из нас пришли «на японцев», помня, как потряс нас на прошлом фестивале «У Золотых ворот» пылкий и зрелищный спектакль «Чайка» японского театра «ЧИТЭН».  На этот раз другой японский театр сразил тонкостью психологического рисунка при предельной статичности мизансцен. «Идиот» Токийского театра — подчёркнуто разговорный спектакль.  Он идёт на японском - с субтитрами на больших двух экранах (у правого и левого порталов сцены). Преобладают сцены, где персонажи долго сидят и обстоятельно беседуют. Поразительно — но это оказывает по-настоящему завораживающее воздействие. У героев  настолько яркие речевые характеристики, что их можно безошибочно узнать, даже не глядя на сцену. Фронтальные мизансцены, аскетизм декораций, приглушенный и бликующий свет усиливают  ощущение интригующей экзотичности и концентрируют внимание на сюжете, который тщательно «разложен по полочкам». Изумительно трогателен князь Мышкин (Ко Сугасава) с его нежным юношеским голоском и робкой пластикой.

 

idiot_05.JPG

 

Без преувеличения — превосходная психологическая актёрская работа. И какой разительный контраст ему - роскошный Рогожин, эдакий необузданный «русский медведь» (пленительного самурайского типа!!!)  в исполнении Рюки Тэммая... Деликатно, но убедительно сыграла Настасью Филипповну Акико Амамацури, наделив свою героиню изяществом, достоинством и внутренней силой. Гротеск тоже не чужд постановке. Напротив,  незабываемо семейство генерала Епанчина, особенно он сам в колоритном исполнении Такааки Огура и прелестно непосредственная хохотушка генеральша — Елизавета Прокофьевна (Мари Икэноуэ).  Очень выразительна напористая умница-красавица Аглая (Ёшико Накадзава). Совершенно уморительны певучие, увещевательные интонации Радомского (Кэйичиро Ямаки)... Можно было бы попытаться «упрекнуть» постановщика в высоком градусе «натурализма» в финале (после убийства Настасьи Филипповны), когда в синей мгле засыпающих в лихорадочном сне Рогожина и Мышкина поминутно будит галлюцинация — тревожный звук шагов... Но, по размышленьи здравом, хочется и с этой сценой согласиться. Думаю - незабываемый спектакль!

 

ЭКС-пресс-летописец Татьяна ЛАВРОВА              


Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой и Анны Колесовой, Татьяны Колывановой, Оксаны Соловьёвой.

Купить билеты