25 ноября  2013, "Владимирские ведомости"

kotelki_01

 Во Владимирском театре поставили «Пиковую даму» Повесть «Пиковая дама» никогда не значилась в числе моих любимых произведений Пушкина. Вместе с тем я всегда понимала, сколько шарма и какой сценический потенциал заключен именно в этом произведении, словно сотканном из микста мелодрамы, драмы, мистики и детектива.

   И вот историю бедного неудачника Германа, одержимого мечтой о крупном выигрыше и готового пойти ради этого буквально по головам и судьбам, поставили во Владимирском академическом театре драмы. Были в заполненном до отказа зале зрители, уходившие с середины просмотра. Другие не скрывали своего восторга оригинальностью постановки. Одним словом, наш театр ввел в репертуар очень неоднозначную новинку.
Владимирская «Пиковая дама» - создание молодого московского режиссера Вячеслава Тыщука, выпускника курса Марка Захарова, решившего в данном случае говорить со зрителем метафорами. Воплощаемую страсть к игре он изображает сиганием в бассейн с разбега (а тормозящий прямо перед прыжком Герман демонстрирует, как он хочет сыграть в карты, но - не может). Внешняя похожесть, непримечательность товарищей и знакомцев Германа (черные котелки и пальто, одинаковые белые майки и панталоны) - словно воплощают собой людей, которые все одинаково получают свои маленькие удовольствия от жизни и ни на что больше не претендуют. Сбацанный этими «котелками» на электрогитарах жесткий громкий рок - как предвестие грядущей трагедии, к которой люди приближают себя сами - слабостью, жадностью или просто глупостью. А завлекание юной девушки у Тыщука выглядит, как запутывание в вязальных нитках... Декорации - предельно лаконичные: огромные стены из плитки, с орнаментом то ли из крестов, то ли из четырехлистников - и все! Для артистов это, конечно, вряд ли удобно. Когда нет возможности хотя бы на время спрятаться за кринолинами и красивыми интерьерами, то все слишком на ладони - и сильные эмоции, и их отсутствие.
   При этом, будучи щедрым на метафоры, быть самостоятельным в додумывании режиссер зрителю дает далеко не во всем: персонажи у него не только произносят свои реплики, а еще и поясняют, что они делают, что называется, «от автора». Прием интересный, хотя и на любителя.
Но лично мне показалась недосказанной, поверхностной, даже какой-то скомканной важная часть этой хрестоматийной истории ‑ завлекание Германом юной Лизаветы. Мое восприятие «споткнулось» именно в этой части спектакля. Он просто не был настолько хорош, чтобы запасть в душу девушке. А девушка не выглядела до смерти влюбленной... Причем я не думаю, что это вина актеров. И Анна Лузгина, и Антон Карташов, как мы, владимирские театралы, знаем, прекрасно умеют быть убедительными в драматических и любовных сценах. Но в данном случае им, по-моему, предложили сыграть любовь в формате и на скорости «галопом по европам». Но даже в таком формате Карташову в целом очень удался образ человека, одержимого ерундой и не замечающего того, что действительно важно.
   А вот кто в «Пиковой даме» однозначно великолепен во всех своих выходах на сцену, так это заслуженная артистка России Татьяна Евдокимова, сыгравшая старую графиню, опекавшую Лизавету. Актриса выдала совершенно фееричный образ «намарафеченной мумии в маразме» ‑ одновременно смешной и гротескный. Бесконечно уважаю!
                                                                          

                                                                       Фото: Владимира ЧУЧАДЕЕВА

                                                                       Автор: Марина КИСИЛЕВА                                                                        

                                                                       Источник http://www.vedom.ru/news/2013/11/25/11789-german


Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой и Анны Колесовой, Татьяны Колывановой, Оксаны Соловьёвой.

Купить билеты