Марина Киселева, 13 апреля 2010, "Владимирские Ведомости"

donkihot_01

                                                                                                                       Фото: Владимира ЧУЧАДЕЕВА.

Он считает, что в его театральной жизни все «случайно, случайно и случайно, никаких предопределенностей». Сотрудничество с Владимирским академическим драматическим театром главреж Калужского драматического театра Александр Плетнев начал 6 лет назад, когда его пригласили поставить спектакль «Восемь любящих женщин». Который, к слову, до сих пор собирает зрителей... В работе «на заказ» Александр Борисович не видит ничего зазорного. Говорит, что режиссер должен уметь работать в любых форматах, качественно, «даже если пьеса не сильно твоя, нужно и заказ делать качественно и на хорошем театральном уровне».
  Меньше чем через две недели наш театр представит публике новинку репертуара. И какую! «Дон Кихота» - в постановке Александра Плетнева. Сегодня режиссер рассказывает о своей новой работе читателям «ВВ».
- Александр Борисович, вы говорили «твое - не твое»... «Дон Кихот» - ваш спектакль?
- Надеюсь, что будет мой. Хотя предложение поставить его опять-таки поступило от театра. Но, согласитесь, это предложение - подарок для любого режиссера, как бы у него ни складывалась творческая биография. Ведь есть всего десяток-другой каких-то архитипических сюжетов, фундаментальных персонажей... Но как только возникла тема «Дон Кихота», то театр отдал на мое усмотрение выбор инсценировки. Сервантес ведь написал трудно читаемый роман. И не так много людей будет в зале, которые прочли этот роман до конца. Хотя, конечно, сюжет архитипический, он всем известен. Театр доверил мне непосредственно разработку драматургической темы. И я взял за основу киносценарий Шварца (он такой пунктирный и сжатый) и роман как таковой. То, что написано на афише, правда. Там стоит фамилия Шварца, мы придерживаемся инсценировки Шварца, но позволяем себе некие вольности, некую вариативность сюжетных поворотов. В допустимых пределах, конечно... Находим вместе с актерами определенные обертона...
- Это будет длинный спектакль?
- Нет. Я сначала даже думал обойтись без антракта, но нет - будет двухактный обычный спектакль, но каждый акт продлится меньше часа.
- Вы сказали о фундаментальных персонажах. Почему «Дон Кихот» именно такой? И каким он будет в вашем спектакле?
- Как вам сказать... Дон Кихот относится к человечеству вообще так же, как человечество к Дон Кихоту. Дон Кихоты будут всегда как тема, как конкретные люди, как идеал. Другое дело, как он трансформируется. Я в своей жизни видел Дон Кихота. Это мой предшественник в Калужском театре Роман Соколов... Он спился, его выгнали из театра, он жил во вросшем в землю доме, где не было ничего, и не был способен ни на один волевой поступок. Но сам он верил, что способен на многое. И Дон Кихот Сервантеса поражает контрастом как раз того, каким его видят окружающие и кем он считает себя сам. Ему нельзя приписать почти ни одного внятного поступка, но почему-то же он остается в восприятии и вызывает симпатию! Конечно, пока я не знаю, каким будет мой «Дон Кихот». Каким получится. Ведь театр таков, каким зрители его видят, что они считывают со спектакля. Не смогли считать добавлять что-то своими словами будет бессмысленно. И наш Дон Кихот будет таким, каким он возникнет у Михаила Асафова. Герой может быть застроен по режиссуре, но на 90% он порождение личности актера. Думаю, в меньшей степени он будет прекраснодушно рассуждающим. Он будет человеком импульса, не болтуном. Вампилов (А.В.Вампилов, советский драматург. - М.К.) сказал, что все настоящее сгоряча, а все продуманное подлость. Дон Кихот это как раз человек, который все совершает сгоряча, не рассуждает, не анализирует. В этом смысле он, конечно, дурак. Но у него нет зазора между словом и делом! Мне не нравится фраза «хороший человек это не профессия». Фигня полная! Дон Кихот это как раз хороший человек. И чем больше он ничего не может в общепринятом смысле, тем более хороший он человек. Да, Дон Кихота все дурачат. А он всему верит. Но в этом - и есть настоящий театр, как, помните, в мультфильме «Варежка»? Когда все вокруг уверены, что это варежка, и только маленькая девочка верит, что это собачка. То есть условность воспринята абсолютно безусловно... И, знаете, Дон Кихот дурак, да, но ведь всем нам так нужен человек, который верит. Мы-то с вами вот никому не верим... Насколько все это будет убедительно, я вам за две недели до премьеры сказать не смогу. Посмотрим.
- Много ли будет музыки в спектакле?
- В меру. Тут важно не переборщить. Много музыки не нужно. Хотя, конечно, музыку любят все и ею можно многое прикрыть. Но у нас музыка будет связующим звеном между «новеллами», ведь сквозного действия в пьесе нет... Вся эта история проста по сути мужик возомнил себя рыцарем, поездил, наделал много глупостей, вернулся домой и умер. Все! Но сюжет здесь не основной предмет для рассмотрения. А музыка будет связывать все переходы.
- Как решили проблему со скакунами и мельницей?
- Скакунами будут седла. Насчет мельницы скажу так она будет. И Дульсинея, кстати, тоже.

 


                                                                                                                                               Автор: Марина Киселева

                                                                                                               Источник http://www.vedom.ru/news/2010/04/13/192-nam-pokazhut


Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой и Анны Колесовой, Татьяны Колывановой, Оксаны Соловьёвой.

Купить билеты