Марина Киселева, 16 декабря 2010, "Владимирские Ведомости"

gorohov_02

                                                                                                                           Фото: Марины КИСЕЛЕВОЙ

 Завтра свой юбилей празднует любимый многими владимирцами актер, народный артист Российской Федерации, председатель областного отделения Союза театральных деятелей РФ и замечательный преподаватель Николай Горохов. На середину января в областном академическом театре драмы запланирован бенефис артиста с очень необычным спектаклем «Театр - не только сцена, это жизнь», подготовкой которого сейчас заняты ученики Николая Анатольевича. Сам он (на вопрос, что это будет) с улыбкой интригует: «Это будет малая версия жизни. Настроенческая вещь, праздничная, а праздничные вещи нужно делать добротно, но при этом так, чтобы было легко. Ведь люди придут к нам 14 января за праздником. Хотя понятно, что жизнь - это, собственно, то, какие поступки были совершены, какие - нет, а это тоже могут быть печальные вещи. Одним словом, это будет некая возможность посмотреть на себя со стороны и - пошутить по этому поводу». Ну а сегодня в «ВВ» Николай Горохов говорит о неповторимости актерской профессии, о значимых ролях, конечно же, о своих учениках и - совсем скромно, совсем чуть-чуть - о себе...
- Николай Анатольевич, бенефис - это все-таки радость или повинность?
- Скорее, в каком-то смысле повинность. Я, честно говоря, не знаю людей, которые особо радовались бы своему дню рождения. Наоборот, многие стараются куда-то уехать в этот день. Так что - да, это довольно непростая повинность. Ты же обязан сделать что-то ...этакое.
- Раскрыться?
- Человека все равно до конца раскрыть нельзя. Человек - это ведь такая тайна! Особенно русский... Внешне он один, внутренне - другой. Верно Шекспир сказал - «Весь мир театр, а люди в нем - актеры». Кто-то играет роль лучше, кто-то хуже, кто-то - совсем никак. Но, без сомнений, все мы бесконечно надеваем маски. Поэтому все так и есть: театр - не только сцена, это жизнь. Я думаю, бенефис - это все же повод встретиться с людьми, которых уважаешь. Со зрителями в том числе. Они ведь тебе остаются в каком-то смысле преданы. Когда вокруг все так сложно...
- Назовите главный минус и главный плюс актерской профессии?
- Ну, так однозначно сказать нельзя. Профессия действительно в каком-то смысле благородная, но - неблагодарная. В плане благородства: театр - это действительно кафедра, с которой можно сказать людям очень много доброго. Впрочем, понимаешь это с возрастом. Сначала театр - это некое развлечение. Поскольку профессия актера - женская в определенном смысле: хочется нравиться, хочется аплодисментов. Ты знаешь - у меня уже третий набор учеников. И поскольку ты была с нами с самого начала этого «проекта», знаешь ребят, сама понимаешь - все они сначала приходят за аплодисментами. И только потом понимают, какой это труд - жесткий, даже жестокий...
- И какие ощущения от прихода этого понимания?
- Сложные. Главный минус актерства - эта профессия без кожи. Поэтому любой пинок, даже любое прикосновение к актеру весьма болезненны. А вот в чем плюс - если Господь дал тебе какие-то способности, ты обладаешь возможностью «держать зал» в своем пространстве - пусть лишь несколько минут, пусть несколько секунд... И чужим текстом можешь высказать самое дорогое, что в тебе есть, и поделиться этим с людьми. Я, кстати, не верю и никогда не поверю, что хороший, блестящий, талантливый или даже гениальный артист может быть плохим человеком. Я могу так говорить. Потому что был наверху этой актерской власти - был секретарем СТД России и видел изнутри всю эту картину, знал многих больших артистов. Так вот все они - люди мучающиеся, люди не самодовольные...
- Но, Николай Анатольевич, разве актерство не подразумевает самодовольство? Ведь это работа с вечной конкуренцией - сначала в театральный вуз, потом - при распределении ролей в каждом спектакле (или кино)... И тут, если не любить себя, не продвигать, то очень легко затеряться.
- Конечно, все это тоже есть. Но, наверное, каждому важно для себя разобраться со своими приоритетами. У меня были возможности получить работу в достаточно крупных театрах, в том числе в Москве. Но пойми: это важно и нужно далеко не всегда. Надо все-таки прислушиваться к своему внутреннему голосу. Есть такая фраза - «делай, что должен, и будь что будет». Я ничего лучше этой формулы не нашел. В нашей стране, в мире сейчас сложилась очень непростая обстановка. Это на самом деле может свести с ума, если глубоко во все это вникать, не имея возможностей что-то изменить радикально. Но когда ты понимаешь простую вещь - что можешь, пусть на своем маленьком островке, в своем маленьком пространстве, честно делать то, что ты умеешь, - то вот в этом можно найти спасение. Ну а если так же будут поступать и другие, то изменится очень многое. Что касается необходимости актеру быть на виду... В конце концов и от этого несколько устаешь.
- Роли влияют на актера? Или - занавес опустился, и все - магия исчезла?
- Разумеется, влияют. Роли тоже воспитывают... Я слава богу играл потрясающие роли - от Бориса Годунова до Короля Лира. В великой драматургии есть чему поучиться и в плане человеческих взаимоотношений тоже. Кстати, роль Бориса Годунова принесла мне очень много страданий. Он у нас 12 лет шел. Когда я снял с себя этот - в каком-то смысле - груз, мне стало легче. Но я все равно вспоминаю его с благодарностью. Играть его было очень интересно - по напряжению, по внутреннему очеловечению. Не случайно студенты писали в рефератах после просмотра спектакля «Смута», что шли посмотреть на негодяя Годунова (исходя из прочитанного до того), а выходили с просветленным чувством сожаления о такой жизни этого человека, который все же умел мучиться, понимал, что такое Россия. Эти отклики мне были очень дороги. Я ведь в любом персонаже пытался искать человечность, человеческую боль - а скорее, пик этой человеческой боли. Раз люди это увидели - у меня получилось...
- Николай Анатольевич, я сама очень благодарна вам за то, что вы связались с преподаванием. Потому что не сделай вы этого, в нашем театре не появилась бы целая плеяда талантливых молодых артистов. Вы знаете, как я люблю Антона Карташова, Толю Шалухина, Володю Кузнецова, Наташу Демидову... Но вместе с тем я до сих пор не понимаю, зачем вы занялись актерским курсом, студией. Это же только работа, забота и нерво-трепка...
- Да, это труд, это затраты - при нехватке поддержки со стороны. Только Галина Ивановна Семенова, директор ВОККИ, всегда нам помогала, низкий поклон ей за это. И, конечно, генеральный директор театра Борис Григорьевич Гунин, театрально образованный человек, понимающий нас с полуслова, помогает решать проблемы... Но - да, уважения ко мне было больше, когда у меня не было этих детей. Так что ты права насчет «заботы» и «нервотрепки», но это - то дело, за которое мне не стыдно. Молодые актеры - это святое. Если бы у нас с Надеждой Ивановной Гороховой (супруга артиста, заслуженный работник культуры РФ. - М.К.) этого не было, я бы вообще сейчас считал, что жизнь прожил бессмысленно.
- Связались бы, если бы знали, что будет так трудно?
- Конечно. Потому что делиться надо - тем, что нам когда-то дали наши родные и учителя. Теперь наша очередь. Вот мы и делимся.
- Ну а ребята разве понимают, чего вам это стоило?
- Потом поймут. Кстати, недавно Володя Кузнецов (он же сейчас преподает) посмотрел новичков своего курса на вручении студенческих билетов и сказал мне: «Николай Анатольевич, если бы я этого не посмотрел, то так бы и думал, что сам все сделал. Вы нам просто шанс дали...». Так что уже начинают понимать. Но вообще-то мы это делаем не для того, чтобы дождаться от ребят благодарности. Это была в любом случае хорошая идея. Даже если человек не станет актером. Ведь время этой учебы уводит их от улицы, от каких-то далеко идущих поступков. А потом они уже становятся другими людьми, которые не поддадутся на сомнительные вещи так просто. В каком-то смысле мы организовали их жизнь, и вот это самое главное. Да, все верно - наша профессия и капризная, и самовлюбленная... Но благодаря процессу работы с учениками ты сам становишься учеником. Ставишь себя на место ученика и понимаешь - нет, надо терпеть. Терпишь. А он на 3-м курсе вдруг «взрывается», и ты получаешь колоссальное удовольствие. Правильно Табаков сказал: «Я горжусь больше не своими работами, а работами учеников». Вот и я так. На «Трех сестрах» - трижды уже их смотрел - просто плачу. Я был счастлив, когда один из VIP-зрителей сказал после просмотра «Мещан»: «Я не верю, что этому мальчику 22 года!». Я ему показал мальчика. Он говорит: «Как он ТАК сыграл 60-летнего?!». А так! Он перевоплотился. И на это удивление ответил удивлением: «А какая разница, какой возраст играть? Человек есть человек». ...Я вообще считаю, что студия - это величайшая школа, как для учащихся, так и для тех, кто их учит. Это величайшее человеческое пространство. И важно, что ты потом видишь результат своего труда. К сожалению, на сцене я на вижу результата своего труда...
- Другие видят.
- Да. Но мнения могут быть разные. Я хочу сказать, что учительство и ученичество - это взаимообогащаемый процесс. Мы друг другу нужны. Сейчас этого ребята не понимают, но это нормально. Зато лет через 20 они начнут думать так же... Когда мы занялись ребятами, мы прежде всего мечтали развить и сохранить в них именно чувство потрясающей профессии «Актер». Счастливой, щедрой и - подвижнической, самоотверженной, забирающей всю жизнь человека и дарующей ему сотни других жизней. Спустя почти 10 лет я думаю, что успех двух предыдущих наборов связан с тем, что мы работали по мхатовской методологии. Очень важно, что нас поддерживают замечательные педагоги, наши кураторы - Виктор Мархасев, профессор школы-студии при МХТ, Юрий Шлыков, профессор «щуки», Павел Хомский, профессор
РАТИ, Юрий Овшаров, Владимир Беляйкин, режиссер по пластике. Слава богу, что такие великие педагоги с именем, наши замечательные друзья, откликаются и помогают нам.

 


                                                                                                                                               Автор: Марина Киселева

                                                                                                               Источник http://www.vedom.ru/news/2010/12/16/2733-nikolay


Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой и Анны Колесовой, Татьяны Колывановой, Оксаны Соловьёвой.

Купить билеты