Лучший региональный театр России Звезда театрала 2023 Лауреат премии «Звезда театрала»

 

Выпуск №8-268/2024В России

Через столетия с большой любовью открывают потомки заветные пушкинские страницы. В честь 225-летия со дня рождения великого русского поэта во Владимирском академическом драматическом театре в марте 2024 года состоялась блистательная премьера спектакля «Барышня-крестьянка» в постановке заслуженного деятеля искусств РФ, лауреата Государственной премии РФ Сергея Грицая по пьесе Евгения Фридмана. Это, пожалуй, самое оптимистичное творение автора из цикла «Повести Белкина» режиссер представил зрителю в жанре изящного мюзикла, полного юмора, лирики, теплоты, неизбежных и сладостных сердечных мук.

История любви, начавшаяся с девичьего любопытства, озорства, розыгрыша, с переодевания-перевоплощения юной барышни Лизоньки Муромской (Наталья Демидова) в крестьянку, завершается самым благополучным образом. Обаятельной актрисе удалось раскрыть лучшие черты натуры дочери помещика-вдовца (Игорь Клочков), которая, вопреки вражде ее отца с соседом, помещиком Берестовым (Александр Аладышев) избирает рискованный способ знакомства с интересующим ее молодым человеком. Как и в повести Пушкина, Елизавета, увлеченная непривычной ролью, очаровывает Алексея Берестова и влюбляется сама.

Волшебная вихревая атмосфера повести очень органично воспринимается в музыке, в пластике, вокале, танце. Композитор Игорь Пономаренко музыкальную разработку постановки построил на русских романсах и народных песнях, отражающих внутреннее состояние героев, а главное, так близких сердцу зрителя. Достоинством спектакля является органичное сочетание пластики и вокально-музыкального оформления. Незабываемое впечатление праздника оставляют хореографические зарисовки Сергея Грицая. Как признался известный балетмейстер, он еще в юности видел эти летние и зимние народные забавы и мечтал увиденное воплотить на сцене. Совместная работа с молодыми танцующими драматическими актерами Владимирского театра помогли осуществить эту мечту, и наградой стали бурные аплодисменты зрителей.

Находки режиссера сделали спектакль живым, многокрасочным. Довольно высок и вокальный уровень постановки. Хорошо звучат женские партии, а в исполнении мужчин особенно трогают романсы. Музыкальные композиции стали воздухом сценического действия, где психологические детали повести «переведены» на язык движения и танца.

Символы и намеки царят и в оформлении спектакля, которое остроумно осуществил художник-постановщик Борис Шлямин. В глубине сцены качаются березы, а на их фоне то идут коровы, то - ряженые в масках, то летают птицы, зреют подсолнухи; то падают осенние листья, то идет снег, а люди играют в снежки. Так ярко представлен крестьянский быт. А в дворянских усадьбах мы видим зеркала, белый рояль, белые стулья, кабинет. Эти детали высвечиваются световыми лучами, тогда как народным сценам художник по свету Наталья Кузнецова включает всю цветовую партитуру.

В художественной палитре спектакля особую роль играют костюмы, созданные Андреем Климовым. Хорошее знание предметного мира Пушкинской эпохи позволило художнику вместе со специалистами пошивочной мастерской театра «одеть» артистов-крестьян в настоящие русские сарафаны и рубахи, яркие платки, тулупы и валенки. Дворяне же - в костюмах, стилизованных под ту далекую эпоху и под вкусы каждого из персонажей.

Так, гувернантка мисс Жаксон в ироничном исполнении талантливой актрисы Анны Лузгиной носит изысканный костюм в английском стиле, но решает надеть русский наряд для соблазнения Берестова, потому что он - сторонник всего истинно русского, в том числе и в одежде. Следует отметить, что Андрей Щербинин в этой роли нашел щедрую палитру комедийных эмоциональных полутонов. Так же ироничен в роли англомана Муромского Игорь Клочков, харизматичный, острохарактерный актер.

Среди гармоничного актерского ансамбля можно выделить Анну Кукушкину, чьи прекрасные вокальные и комедийные данные определили колорит и обаяние этого музыкального спектакля. Она с народным юмором и темпераментом создала роль Насти, служанки и наперсницы Лизы.

Так же блистательно сыграна Ириной Копыловой роль Перфильевны, кормилицы Алексея Берестова. Как всегда обаятелен и убедителен Юрий Круценко в роли камердинера Муромского. А самую комичную и оригинальную роль исполнил Георгий Девятисильный. Он и «пес» Сбогар, и философ, и лучший друг Алексея Берестова, который в том числе благодаря ему в конце сюжета становится простым и добрым малым, находящим свое счастье с милой девушкой, озорной дворяночкой Лизонькой, а вражда их отцов разрешается добрым миром...

Когда завершился спектакль, зрители в течение нескольких минут не хотели прощаться с актерами, бурными аплодисментами они выражали искреннюю благодарность всем создателям постановки за любовь к Александру Сергеевичу Пушкину, который принес в русскую литературу живой язык, культуру, естественность и гармонию.

http://www.strast10.ru/node/6664 

 

 

Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой, Анны Колесовой, Татьяны Шалухиной, Оксаны Соловьёвой, Елены Птагиной, Екатерины Строговой и Константина Федяева.

Купить билеты ➤