Лучший региональный театр России Звезда театрала 2023 Лауреат премии «Звезда театрала»

 

Служение миру – прекрасный способ набраться сил.М. Нунн
Народный артист России Николай Александрович ТЕНЬГАЕВ (1 мая 1918- 11 апреля 1987 гг.) даже в рубрике «Легенды…» - личность феноменальная. Многие его роли составили золотой фонд не только Владимирского, но и общероссийского театра.В домашнем архиве вдовы Николая Александровича, замечательной в прошлом актрисы Галины Степановны Макаровой хранилось немало интересных публикаций из столичных газет и журналов.Галина Степановна оказалась бесценным хранителем памяти о театральных событиях 50-70-х годов. Благодаря ей нам удалось в 2006 году пополнить информацией основную часть большой исторической экспозиции, ставшей музеем нашего театра: она подсказала имена актеров и названия спектаклей на безымянных фотографиях, в больших количествах доставшихся в наследство от отделения Всероссийского театрального общества (ВТО)владимирскому отделению СТД.Вот, например, любопытнейшая страничка из журнала «Театральная жизнь»,где соседствуют статья-анонс Бориса Полякова о съемках фильма «Тихий дон» и фото знаменитого, классического теперь кадра, где Аксинья-Э.Быстрицкая пылко обнимает Григория-П.Глебова. А рядом - портрет Николая Теньгаева в роли капитана Корнева, героя одноименного спектакля Великолукского драматического театра и большая статья о работах актера.Это 1957 год. Есть и серьезный обзор деятельности Иркутского театра драмы, написанный в 1947 году, где обстоятельно анализируются ранние работы актера.Путь к Театру у Николая Александровича начался в 1935 году, когда он 17-летним парнишкой приехал поступать в Саратовское театрально-художественное училище «на художника», но перепутал факультеты и перед театральной приемной комиссией разложил свои рисунки. Видимо, чем-то«зацепил» рассеянный абитуриент опытных педагогов. Его удержали.Предложили поимпровизировать: этюд с воображаемыми предметами был на любимую тему - написать плакат. Теньгаев на эксперимент откликнулся. Уж больно все было странно.Каково же было его удивление, когда через два дня он прочел свою фамилию в списке поступивших! Саратовская театральная школа в те годы считалась одной из лучших в России. Среди педагогов Теньгаева были такие Мэтры как народные артисты РСФСР Слонов и Муратов.По распределению Н. Теньгаев попал в Куйбышевский ТРАМ (Театр Рабочей Молодежи). Дебютировал в роли семидесятилетнего старика!Следующей ролью был юный француз в водевиле «Стряпчий под столом». 

Причем, подобные творческие контрасты преследовали Николая Александровича всю жизнь, «закалив» и развив его способность к перевоплощению до состояния виртуозности.В 40-м году молодого артиста призвали в ряды Советской Армии. Потом война. Тяжелое ранение под Харьковом скорректировало его дальнейшую судьбу: вернуться на фронт он уже не смог. Зато постарался вернуться встрой актерский, работая в Куйбышевском ТЮЗе.В 1947 году он приехал в Иркутск. И после ввода на роль Агишина в«Женитьбе Белугина» был принят в труппу актером первой категории. Здесь же он встретил свою судьбу – двадцатилетнюю хорошенькую, талантливую актрису Галочку Макарову, тоже уже, между прочим, фронтовичку!Путешествовали. Искали СВОЙ театр: Чита, Ташкент, Днепродзержинск,Владимир.Во Владимире они оказались в 1952 году. Хотя на время уезжали в Великолукский драматический театр, с которым побывали даже на гастролях в Ленинграде. Но Владимирский театр оказался и ближе, и роднее. Здесь окончательно сложилась их творческая судьба.Роли благородных красавцев, героев, острохарактерные, комедийные,драматические, трагедийные. Теньгаев был универсален. Люченцо - и Петруччо в «Укрощении строптивой», Алексей - и Вожак в«Оптимистической трагедии», старик Каширин в «Алеше Пешкове» Ольги Форш и Бахирев в «Битве в пути» Галины Николаевой! К 50-ти годам Николай Александрович выяснил, что за тридцать лет сценической деятельности создал более двухсот самых разноплановых ролей и характеров. Владимирские рецензенты не раз с досадой писали о том, что не всегда репертуар театра предоставляет возможность для реализации неординарных творческих возможностей артиста. Легендой его сделали роли Алексея Мересьева в «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого, сложный,противоречивый характер Чиркуна в «Варварах» М.Горького, не менее интригующий образ брадобрея Аристида - шута, наушника, алчущего власти,в спектакле «Королевский брадобрей» по пьесе А.В.Луначарского. Ну и,конечно же, вершина его творчества – Старик в одноименной пьесе М.Горького и Кречинский в первой части («Свадьба Кречинского»)гениальной трилогии Сухово-Кобылина.Если бы вы могли поговорить с владимирскими театралами 60-70-х годов, то спектакль Леонида Елшанкина «Свадьба Кречинского» вам назвали бы в числе немеркнущих и бесспорных шедевров Владимирского драматического театра.Такое единодушие не часто встречается.Такое единодушие дорогого стоит!Вот что пишет об этой работе актера театровед Борис Никандрович Лошеньков, несколько лет возглавлявший литературную часть театра:«Его Кречинский меньше всего был мошенником. Ради такой фигуры не стоило создавать спектакль – это отлично понимали и постановщик Л.В.Елшанкин, и актер. Кречинский должен быть натурой сильной,одаренной и от этого еще более страшной, так как его одаренностью движет порок».Николай Александрович Теньгаев относился к породе неутомимых«непосед» и выдумщиков. Он не выносил рутину и однообразие. Равно как и бездеятельность. Теньгаев – автор нескольких пьес и инсценировок, шедших в разных городах России. Интересно работал он и как режиссер. Наиболее значительными его постановками во Владимире признаны спектакли«Испанский священник» Д.Флетчера, «Забытый всеми» Назыма Хикмета,«Таких щадить нельзя» по повести Мильчакова, которую Теньгаев инсценировал совместно с автором. Не раз Николай Александрович выступал как театральный художник, главным образом, как сценограф.Среди его «домашних» увлечений были занятия художественной фотографией. Некоторые из его театрально-пейзажных композиций и коллажей придавали их квартире, где жила Г.С.Макарова, яркий, живой,молодой и оригинальный колорит, который музейным никак не назовешь. На редкость познавательный и эмоциональный интерьер!В 80-е годы Теньгаев и Макарова покинули Владимирский театр драмы и работали в областной филармонии с чтецкими программами. Уже переступив через пенсионный рубеж, Николай Александрович плодотворно работал режиссером филармонии, пока тяжелая болезнь не заставила его отказаться от любимого дела. Пример такого неугасимого творческого темперамента обладает свойством исцелять депрессии потомков.
Не потому ли нам так нужны сегодня ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЛЕГЕНДЫ?
Татьяна ЛАВРОВА По материалам газеты «Владимирская авансцена» за 2006 г.

 

 

Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой, Анны Колесовой, Татьяны Шалухиной, Оксаны Соловьёвой, Елены Птагиной, Екатерины Строговой и Константина Федяева.

Купить билеты ➤