Лучший региональный театр России Звезда театрала 2023 Лауреат премии «Звезда театрала»

   28 мая во Владимирском Доме офицеров состоится премьера спектакля «Фантазии Фарятьева» по одноименной пьесе Аллы Соколовой. Режиссером постановки стала Вероника Вернадская.
В главных ролях: Анна Лузгина, Анастасия Лузгина, Галина Фатхутдинова и Вячеслав Леонтьев.
По словам Вероники, она переживает за каждого артиста, чувствует огромную ответственность за них и надеется, что в день премьеры всё пройдёт как по маслу.
— Расскажите, почему вы выбрали именно эту пьесу?
— Во время учебы во ВГИКе на факультете режиссуры игрового кино в мастерской Андрея Андреевича Эшпая, замечательный преподаватель актерского мастерства Юрий Борисович Нифонтов предложил поставить пьесу из эпохи 60-х. Выбор был ограничен, так как большинство однокурсников уже забрали себе известные пьесы.
Тогда я вспомнила о фильме Ильи Авербаха «Фантазии Фарятьева» и о своих сильных эмоциях от него. Подумала, что было бы интересно прочитать первоисточник и попробовать взять его в разработку для постановки.
Однако, открыв пьесу, я обнаружила, что она была написана в 70-х годах. Но имеет ли это значение, если ее дух близок к поколению шестидесятников? Главные герои, Павлик и Шура, остались без родителей, что как раз характерно для их поколения.
Пьеса Аллы Соколовой напомнила мне о фильме Марлена Хуциева «Мне двадцать лет», рассказывающем о детях, выросших без родителей. Шура и Павлик были похожи на этих детей, только они (Шура и Павлик) были на 10-15 лет старше.
В итоге так и решила остановить свой выбор на пьесе «Фантазии Фарятьева» для нашей постановки. Она позволила мне глубже понять и прочувствовать дух того времени и поколения.

— Какую основную мысль вам важно передать?
— Мне хотелось бы обратить внимание на тему иллюзий. Для меня пьеса Соколовой о том, как иллюзия может разрушить жизнь.
Главная героиня, Шура, говорит в своем монологе: «Вот вы меня любите, Павлик, а я вас не люблю». Это кажется странным, будто кто-то пропустил свою очередь, и все пошло вкривь и вкось. Я сочувствую ей, потому что герои находятся в сложной ситуации. Шура любит Бетхудова, который ее не любит, Павлик любит Шуру, а Люба влюбляется в  Павлика. В начале Шура дает надежду Павлику, но она в итоге оказывается ложной.
За время их знакомства Павлику удается помочь Шуре поверить в себя – ненадолго она ощущает себя Александрой. За время их знакомства Павлику удается помочь Шуре поверить в себя — ненадолго она ощущает себя Александрой. В этой непростой задаче ему помогает работа над своей теорией о прекрасном далеком мире на других планетах, где есть такие же люди, как и мы, которые верят в нас и ждут.
Данная теория отсылает к реально существовавшему философскому течению начала 20 века — русскому космизму. Родоначальник этого течения Николай Федоров заявлял в своих трудах о возможности воскрешения мёртвых, что приведет к перенаселению Земли и последующей необходимости исследовать новые планеты для лучшей жизни. 
Бросив Павлика, Шура ставит под сомнение его утопическое представление о прекрасных мирах. Миссия Павлика по спасению человечества кажется ему бессмысленной. Из-за разрушения иллюзии об жестокую реальность у Фарятьева останавливается сердце.
— Для каждого человека в пьесе свой главный герой. Например, кто-то называет Любовь, а не Павла Фарятьева. Что насчет вас? Без какого персонажа не было бы кульминации?
— Без Бедхудова, так как именно этот персонаж стал пусковым механизмом в истории. Хоть он (персонаж) и остался за кадром, Саша на протяжении всей пьесы эмоционально зависит от него. Когда Бедхудов в очередной раз бросает Сашу у Павлика появляется возможность сделать ей предложение.
Грусть Саши привлекла Павлика — у него включился синдром спасателя. Он чувствует, что должен выполнить некую миссию и спасти всю её семью от земных бед.
— Будете ли вы подчеркивать, что все действия происходят в советское время, или же вам важнее передать именно взаимоотношения персонажей, их детали?

— И то, и другое. Я использую элементы, характерные для советского времени, чтобы максимально раскрыть взаимоотношения между людьми. Ведь в то время не было айфонов/андроидов и возможности узнать, где находится человек, не общаясь с ним или незнакомыми людьми через сториз в запрещенной социальной сети.
Если бы я перенесла события пьесы в наше время, то герои существовали бы по-другому, меньше пытались бы почувствовать друг друга, вникнуть в чужие проблемы.
— Помимо отсутствия площадки, с какими трудностями еще приходится сталкиваться во время репетиций спектакля?
Это основная трудность, потому что изначально мы создавали декорации для сцены театра, а сейчас по понятным причинам вынуждены играть в Доме офицеров. Само здание интересное и исторически значимое, однако каждая сценическая площадка требует своего подхода.
Например, когда спектакль едет на гастроли, он играется в других стенах и с другим настроением, так как он (спектакль) адаптируется под новую площадку. Я не знаю, как это повлияет на наш спектакль, когда мы выпустим его в Доме, и как он изменится в дальнейшем. Думаю, нам также нужно будет репетировать под новое пространство, чтобы изначальная мысль не была утеряна.
— Какая судьба спектакля в ваших планах?
— У меня нет ожиданий относительно того, что спектакль обязательно поедет на гастроли. Тем более, он технически не очень прост. Например, мы планируем использовать специальную установку, по которой будет течь вода и капать с потолка.
Мои персонажи живут в квартире с аварийными условиями на последнем этаже и протекающей крышей. Это своего рода отсылка к Великому потопу, от которого Павлик, как апостол, пытается спасти Сашу и ее семью. Хотя они не нуждаются в спасении.
Пусть наш спектакль нравится зрителям там, где он поставлен.
Я не делаю специально эксцентричную режиссуру, хотя могу быть более смелой в находках. Режиссёр должен быть в диалоге с автором, а не полностью переписывать пьесу под себя.
— Какую эмоциональную реакцию надеетесь вызвать своим спектаклем по пьесе «Фантазии Фарятьева»?
— Жанр пьесы — трагикомедия. И хотелось бы, чтобы обе эти составляющие были хорошо представлены на сцене. Ведь зрители приходят в театр, чтобы и поплакать, и посмеяться. И я не вижу в этом ничего плохого.
Поэтому, если в спектакле будут и трагические, и комические моменты, это будет прекрасно.

Дарья Корзина

 

 

Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой, Анны Колесовой, Татьяны Шалухиной, Оксаны Соловьёвой, Елены Птагиной, Екатерины Строговой и Константина Федяева.

Купить билеты ➤