III Международный фестиваль камерных и моноспектаклей завершился спектаклем "Vозле синих Zвёзд" по пьесе Андрея Кулагина.
На фестивале было показано несколько спектаклей на военную тематику : "Сорок Первый" (реж. Вячеслав Терещенко), "Ганс Кример" (Антифашистский комикс Алексея Киселева, реж. Александр Мягченков), "История любви" в блокадном Ленинграде (реж. Владимир Магар). Близкие темы затронуты и в спектакле "Моя мать - секретарь ангела смерти" (реж. Вячеслав Терещенко).
Однако фестиваль поставил точку именно спектаклем "Vозле синих Zвёзд" режиссёра Юрия Круценко, который также сыграл здесь главную роль.
Это история - не о далёкой великой отечественной войне и холокосте, она - о сегодняшнем дне и о том, что происходит рядом с нами и вокруг нас.
В спектакле главный герой словно озвучивает свой внутренний монолог, но при этом сохраняет общение со зрителем. Это даже не просто прямое общение, но именно обращение к современному человеку, глаза в глаза.
Создаётся впечатление, будто зритель приходит в гости в одинокую конуру главного героя. Здесь пусто, почти безжизненно: стол с ноутбуком, алкоголем и чёрным хлебом, стул, кресло - вот и вся мебель. Холодность и пустоту пространства подчёркивает голая стена из белого кирпича.
Из живых людей в этой комнате только сам герой, изредка в углу монитора его ноутбука появляется голос девушки, внося определённый беззаботный звон в удрученное тихое пространство мыслей героя.
Герой ведёт аскетичный образ жизни. Он одет в майку-матроску и камуфляжную форму, в которой и спит. Он много размышляет и в самых закромах своей памяти находит то тёплые воспоминание об умершей жене, то просто - мысли о настоящем и будущем. О войне, о мире, о людях.
Надо признать , что актёр честен в своём исполнении : порою содержанию отдается большее предпочтение, чем форме, то есть, актёр, полностью погрузившись в свои мысли может не технично громко произнести фразу, а сказать её ровно так, как чувствует в данный момент, возможно даже не совсем слышно зрителю.. Но это детали.
Главной идейной канвой станет военная тематика. Порою в спектакле прозвучат чуть ли не агитационные нотки, насквозь пронизанные патриотизмом. В конце на экране покажут видеоряд с хрониками военной спецоперации, сопровожденные фотографиями солдат, воюющих и погибших. На всех фото изображены юноши и мужчины : молодые, красивые, мужественные. Их лица полны сил и отваги, жаждой жизни, которую у них беспощадно и зло отобрали и "послали на смерть равнодушной рукой"...
Зачастую у любого события или выступления ярко запоминаются начало и финал. Фестиваль был открыт спектаклем о жестоких последствиях холокоста и экспериментов над людьми в концлагере. Завершился - спектаклем о военной операции... Провокационная видеозапись в конце априори предполагала соответствующую реакцию зрителя. Что ж, эта реакция была получена и посыл спектакля, наверняка, накрепко запечатлелся в памяти. Мысль, волнующая каждого, была обнажена и показана воочию.
Дядчук Ангелина