Лучший региональный театр России Звезда театрала 2023 Лауреат премии «Звезда театрала»

   Рассказ Леонида Андреева «Друг» относится к раннему творчеству писателя: он написан в 1899 году, задолго до пьес и романов, прославивших его. Это история об одиноком писателе, упорно трудящемся и мечтающем о славе. Его опорой, поддержкой и просто другом становится собака. Однако, достигнув желанной славы и любви, главный  герой бессовестно  оставляет своего друга.

    Режиссер Елена Янышева проводит в своем спектакле параллели с жизнью самого Андреева. Если рассказ – именно про собаку, про друга человека, то спектакль – больше о самом герое и его творческом пути. В спектакле присутствуют некоторые вкрапления из биографии Андреева. Например, главный герой в исполнении Николая Фарносова не пишет нечто абстрактное или абы что, а трудится над пьесой «Жизнь человека» (одна из самых ранних его пьес, написана в 1906-1908 годах и, можно сказать, находится только у подножия горы его таланта). Герой спектакля после творческих мучений и вспышек  вдохновения зачитывает первые строки пьесы: «Смотрите и слушайте, пришедшие сюда для забавы и смеха…». Но актер не просто цитируют другие произведения Андреева, а передает главное: Леонид Андреев, по словам Горького, именно в «Жизни человека» совершает «превосходную попытку создать новую форму драмы». Творчество Андреева носит определенный мистический оттенок, влияние символистов. Актер спектакля передает и метания творческого человека, и его изнуряющие поиски, и перепады от напоминающего депрессию состояния до мгновений вдохновения. Одним словом, создает интересного и очень глубокого персонажа, на чьем внутреннем конфликте и творческих поисках создатели спектакля задержали внимание чуть больше, чем этого есть в рассказе  Андреева.

   Оригинальным режиссерским решением стало и воплощение собаки в спектакле. Сохраняя верность символизму Андреева, она задана не актером, не голосом, а … лучом света. Периодически артист – Дмитрий Гондоров, -  управляющий этим лучом, читает некоторые строки «за собаку». Луч, словно надежда, единственное, что освещало мрачную жизнь писателя, ведь даже сценография передает серость и скучность обыденной жизни героя: серая стена, серая мебель, разбросанные по планшету сцены листы бумаги, и скромно стоящая в углу гитара. Световое решение играет не последнюю роль. Сцена залита зеленоватым светом, лишая пространство уюта и тепла, а привнося, напротив, какой-то болотный холодный оттенок.

   Однако писателю все же удается достичь долгожданной славы. В этом эпизоде создатели спектакля говорят о реально случившемся успехе «Жизни человека»: «Успех огромный» - отмечал сам Станиславский после премьеры в МХТ в 1907 году. Именно эти слова и событие режиссер включил в драматургическую канву спектакля.

    Недолго длилось удовольствие от успеха. В конце концов, свет, заливающий сцену, вовсе гаснет. Собственно, гаснет и слава писателя, вспыхнувшая словно на мгновение. Гаснет и луч света – ведь, захлебнувшись в любви и  почете, герой совершенно забыл про друга…

В финале он зажигает свечу и направляется к выходу. Вместо мерзкого болотного света появляется теплый огонек свечи. В пьесе «Жизнь человека» при рождении также вспыхнула свеча. Вероятно, и у нашего героя начинается новая жизнь – человеческая.

    К сожалению, неподготовленный зритель вряд ли расшифрует второй план, скрытый за оболочкой рассказа «Друг». Но, перефразируя Андреева, для некоторых зрителей с этим спектаклем может получиться и следующее: при первом просмотре он покажется слишком замысловатым и не понятным, при втором – довольно интересным, при следующих – раскроются поразительно глубокие смыслы и тайны режиссерского замысла.

 

Дядчук Ангелина  

 

 

 

 

Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой, Анны Колесовой, Татьяны Шалухиной, Оксаны Соловьёвой, Елены Птагиной, Екатерины Строговой и Константина Федяева.

Купить билеты ➤