Лучший региональный театр России Звезда театрала 2023 Лауреат премии «Звезда театрала»

      Третий день III Международного фестиваля камерных и моноспектаклей «Театр. Территория единения» напомнил зрителям о несправедливо забытом в современности произведении Бориса Лавренёва. Независимый театр «Выпускники-Щукинцы» представил спектакль «Сорок первый» в постановке Вячеслава Терещенко.

История о том, как один человек заразился войной и болел ей, а второго исцелила усталость. И они сошлись: «стихи и проза, лёд и пламень»! Гвардии поручик не принимал правды других: важной была исключительно собственная. Для мечтательной Марютки война являлась образом жизни. У неё было желание пойти учиться и опубликовать свои стихотворения, но как это сделать, если она – жертва обстоятельств?

       Роль Марютки исполняет актриса Екатерина Кудряшова. Героиня самопроизвольно отказалась от женственности. Не было любви, а к кому на войне проявлять нежность? Впервые в жизни она промахнулась, стреляя из винтовки. Были уже сорок жертв, а на сорок первой – мимо…

       Важные детали притаились в авторском тексте, который сохраняется и его произносят сами герои. Его можно обыграть с разных отправных точек, но выбранный ход самый справедливый для такого титанического материала как произведение Лавренёва. На режиссёрском решении Вячеслава Терещенко строится весь спектакль – это как база для дальнейших ходов в развитии действия. Если бы актёры произносили только свои реплики, которые им принадлежат, согласно тексту, не обращая при этом внимания на авторские дополнения, то пришлось бы заполнять сценическое пространство декорациями. А спектакль Терещенко в этом ничуть не нуждается! Достаточно даже того, что народность отображена в речи: Астрахань, рыбный мир, влево на восток «г» - канье, вправо - «о» - канье.

Как показать «скучное, невесомое море»? В спектакле оно вырисовывается благодаря ощущениям зрителей. Усиливающиеся звуки волн, шум ветра, да такой сильный, что удивительно, когда головные уборы у Марютки и Гвардии поручика остаются на месте. Они умываются сымитированной морской водой, синхронно дышат воздухом. Актёры мастерски обращаются на сцене с тем, чего нет: они всё способны заменить жестами. Часто эти моменты сопровождаются тишиной, чтоб зритель сконцентрировался на движениях.

Роль Говорухи-Отрока исполняет актёр Владимир Жуков.  Марютка познакомила его со своим творчеством и между ними впервые ведётся тёплый диалог, ибо поэзия – это оголённая душа, следовательно, доверие и возникает.

Когда герои пытались разжечь небольшой костёр, чтоб согреться, в зале начал мигать свет. Он выступил в роли пламени: когда включалось синее освещение – огонь угасал, когда красный – ярко пылал. Говорухой-Отроком и Марюткой овладевал страх, ведь банальный кашель мог затушить костёр. Огонь берегли как икону!

        Когда гвардии поручик попросил закурить, Марютка достала из кармана листок со своими стихотворениями и ему вручила. А какая разница, что там написано, если у него глаза синие как море?

«В любви нельзя быть артиллеристом», а это было её призвание. Говоруха-Отрок стал сорок первым: промах-кораблекрушение-попадание. Смерть оттянулась на время.

        Увидев парус вдалеке, гвардии поручик почувствовал надежду на спасение. Он даже перекрестился от счастья (и крест носил). Быть может, этот жест был перед приближающейся смертью как исповедь? Устал, хотел отдохнуть… Вот и забрал его тот свет, ведь время непростое. В нём не было места отдыху.

                                                                                                             Луганова Аня

 

Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой, Анны Колесовой, Татьяны Шалухиной, Оксаны Соловьёвой, Елены Птагиной, Екатерины Строговой и Константина Федяева.

Купить билеты ➤