Второй вечер подряд III Международного фестиваля камерных и моноспектаклей «Театр. Территория единения» завершается литературным праздником! Творчество М.И. Цветаевой выразили в разных видениях. Брянский областной театр драмы им. А.К. Толстого представил авторский спектакль режиссёра Кристины Корзниковой «Роман с собственной душой». Моноспектакль – жанр исповедальный. Он выступает хорошим решением для рассказа биографии. Всю судьбу всё равно не изложить, нужно заострить внимание на конкретной теме.
Юродивый начал рассказ о последних днях жизни поэта. В нём считываются образ и голос народа. Глаза его были спрятаны за чёрными очками, которые лишь изредка он снимал. Эту боль от воспоминаний нужно было как-то скрыть. Но жалеть не нужно, оправданий искать не стоит, ведь она – поэт, а у них своё измерение, порой неясное другим. Любовь для неё – питательное вещество, без которого она не могла ярко пылать. Утоляла голод, потом писала по несколько стихотворений. Так выходили циклы и целые сборники. Зрители увидели честную историю, в которой нет места тайнам. Это ей и было необходимо! Многочисленные романы оттеняет диалог с душой собственной.
Сегодня получился настоящий литературный салон! Шесть стульев, расположенных по кругу, шесть портретов, Цветаева одна. Метания не дают покоя, душа требует встреч. Как же ей хочется к ним – к людям, чьи судьбы с ней были переплетены! На спинках стульев висят пальто, белая рубашка, пиджаки. Остаётся лишь укутаться в объятия холодного осеннего плаща и прикоснуться к нему губами, ощущая присутствие Петра Эфрона.
Весь гардероб уместить в чемодан Цветаева не могла морально. Лирический герой так и появился в её поэзии. Зачем ей плащ Мандельштама, когда их отношения можно сравнить с Антарктическим ледяным щитом. Блока же она сравнивала с «античным Богом».
Струны зрительской души затрагивает сцена прибытия Цветаевой в Берлин. Спускаясь в зал, она заглядывает всем в глаза, пытаясь найти Вишняка. А как иначе вёл бы себя в этот момент человек страстей? Нужно было вытянуть энергетику из глаз! Она жадно искала нужный ей взгляд. Так она владела и словом – охотилась за точными фразами и находила их.
В финале – гора из шести накрытых стульев, закрытый чемодан с вещами. Это всё – единая боль, которая смешалась. Романов было множество, детали которых со временем могли испариться. А своя душа – в вечности. С ней и роман, ибо она всегда понимает!
Луганова Аня