Лучший региональный театр России Звезда театрала 2023 Лауреат премии «Звезда театрала»

 

 

Третий международный фестиваль камерных и моноспектаклей «Театр. Территория единения» был открыт спектаклем Вячеслава Терещенко по пьесе израильского драматурга Хадар  Гальрон.

Пьеса «Моя мать – секретарь ангела смерти» основана на реальной истории Якова Бучана: его родители пережили Освенцим, а на долю матери выпало горе подвергнуться зверским опытам нацистов. Чудовищные эксперименты над людьми проводились почти во всех концлагерях. В Освенциме для таких действий немецкий ученый лично проводил отбор. Этим ученым и доктором медицинских наук был Йозеф Менгеле. Его жертвами становились, чаще всего, близнецы: попытки изменить им цвет глаз, намеренно «сшить» близнецов или заразить инфекциями, чтобы при дальнейшем вскрытии обнаружить различия пораженных органов. Список ужасает, а последствия почти всегда имели смертельный исход: из полутора тысяч заключенных, подвергнутых испытаниям, выжило около трехсот.

Однако, от истории перейдем к спектаклю. К счастливому меньшинству выживших отнеслась и мать главной героини Тами. После перенесенных ужасов не просто выжить, но и родить – настоящее чудо. Но есть ли у него будущее?

Спектакль – не конкретно об Освенциме, не об экспериментах и  даже не столько о горькой участи заключенных. Спектакль – о погубленной способности любить и быть счастливыми. Тами – главная героиня в исполнении  Анны Лузгиной  - неожиданный и нежеланный ребенок в семье – эту истину ей вбили в голову уже давно. Будучи взрослой, она вдруг вспыхивает любовью к мужчине, однако материнский голос в ее голове и до сих пор не пережитая травма потери мужа упрямо запрещают ей идти на свидание.

Терзаемая внутренним конфликтом, Тами будто заново учится любить и быть счастливой. Точнее – позволять себе быть счастливой.  Ведь мать, задушившая в себе чувство любви и сострадания за 4 года плена, не смогла воспитать эти чувства в дочери, открыто выставив ей запрет на счастье. «Нам нельзя быть счастливыми» - твердит она. В своей игре актриса талантливо переключается с образа эмоциональной, ищущей возможность радоваться и улыбаться, Тами – на образ строгой, холодной и эмоционально окаменелой мамы. Постепенно отпуская обиду и получая ответы на свои вопросы, Тами, наконец, находит освобождение от внутреннего плена материнского запрета.

Сценография спектакля лаконична и ёмка: в начале героиня собирает елку прямо в центре сцены. Над авансценой висит звезда. Два простых атрибута в контексте сюжета рождают ассоциацию с рождеством, что тоже, по сути – чудо, как и рождение желанного малыша.

Слушая истории об экспериментах в Освенциме, наблюдая за внутренней трансформацией героини, сострадая и сопереживая ей – слезы комом встают в горле. Но зритель может дать волю чувствам –ему нет запрета ни на слезы, ни на эмоции, ни на счастье…

Дядчук Ангелина

 

Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой, Анны Колесовой, Татьяны Шалухиной, Оксаны Соловьёвой, Елены Птагиной, Екатерины Строговой и Константина Федяева.

Купить билеты ➤