19 сентября 2014, "Мир - ТВ"
Владимирские театралы смогли увидеть чеховскую «Чайку», в исполнении японского театра «Читэн». Постановщик пьесы Мотои Миура ушел и от традиций русской классики, и от привычного японскому зрителю театра. Валентина Бекшаева ушла со спектакля со смешанными чувствами. Почему — она сама вам расскажет в следующем материале.
По Станиславскому — театр начинается с вешалки, а вот японский театр — с зеленого чая и печенья. «Читэн» из Киото встречает зрителя по своим традициям. Всё для того, чтобы создать атмосферу спокойствия и расслабить гостей. А потом и дальше не переставать удивлять…
В этой «Чайке» режиссера Мотои Миура, кажется, всё по-другому. Русский самовар в руках у Семена Семеновича, летают перья по маленькой импровизированной сцене. А Треплев читает длинные монологи о искусстве, сцене и писателях…
Маша пьет «Столичную» водку и лает…
МОТОИ МИУРА, РЕЖИССЕР-ПОСТАНОВЩИК
Маша любит Треплева, следит и бережет Треплева. Отсюда начинается моя фантазия. Маша как-будто стоит перед могилой Треплева, то есть после его смерти, у нее траур. То есть Треплев уже мертв, и она не может говорить с ним, и поэтому это как крик ее души — Костя!
В постановке театра «Читэн» Нина Заречная в белоснежном платье с перьями, и практически всегда в позе чайки. Она — всё та же чеховская актриса, только с взрывающимся голосом. Хоть спектакль и на японском языке, зрителю, кажется, и титры не нужны. Нина, к концу спектакля, вовсе читает свой полный драматизма монолог.. на русском.
Нина
Главное не слава, не блеск, не то, о чем я мечтала.. а умение терпеть, умение нести свой крест и верить!
МОТОИ МИУРА, РЕЖИССЕР-ПОСТАНОВЩИК
Я не пытался с самого начала ставить авангардным способом спектакль Чехова. Просто пока я читал и исследовал Чехова, я дошел до такой формы. Для меня Чехов очень дорогой писатель,я его уважаю и очень бережно отношусь.
В японской «Чайке» хоть Треплев для Маши изначально мертв, но для других героев — он стреляется только в конце, по-чеховски — там, где его никто не видит.
Театр «Читэн» Мотои Миура любит и ставит русскую классику. За его плечами — «Бесы» Достоевского, а в планах Маяковский с его «Мистерией-буфф». Посетить Владимирский край японский театр планирует вновь. В этот же раз спектакль проходил в тесном помещении и таком же обществе театралов. Для кого-то авангардное прочтение Чехова оказалось близким, но многие всё же привыкли к русскому классическому театру. Который, кстати, был весьма популярен и в стране восходящего Солнца.
МОТОИ МИУРА, РЕЖИССЕР-ПОСТАНОВЩИК
Из русского театра, где-то 20 лет назад много приезжали и действительно с большим успехом гастролировали. Но в последнее время молодые режиссеры, как я, пытаются разрушать вот эти традиции реализма. Поэтому вот эти классические спектакли сейчас не очень популярны.
Скорее всего если придут к нам на наш спектакль люди постарше, то они возмутятся и уйдут. Думаю, в России тоже есть такие люди.
Валентина Бекшаева, Сергей Гусаров, Владимир-сегодня.
Источник http://www.mirtv33.ru/2014/09/yaponskaya-chajka-na-vladimirskoj-scene/