Лучший региональный театр России Звезда театрала 2023 Лауреат премии «Звезда театрала»

Репортаж из Закулисья: какие чудеса происходят в закрытом на ремонт драмтеатре.

Даже далекие от искусства театра владимирцы не могут не отметить, что работы по восстановлению местного храма Мельпомены ведутся довольно интенсивно. Между тем труппа драмтеатра, несмотря ни на что, почти отработала сезон юбилейного для театра 175-го года на различных площадках, включая улицы областного центра, успешно выступала на различных фестивалях.

Только в первые дни лета постановки Владимирского областного академического театра драмы тепло принимали на IX Международном театральном фестивале «У Троицы» в Сергиевом Посаде и на V Летнем фестивале губернских театров «Фабрика Станиславского». А с 14 по 21 августа во Владимир приедут артисты 18 театров из России, Азербайджана, Израиля, Казахстана, Беларуси, чтобы принять участие в III Международном фестивале камерных и моноспектаклей «Театр. Территория единения».

Но что самое важное, все премьерные спектакли, запланированные на этот театральный сезон, творческий коллектив подготовил и выпустил. И в этом немалая заслуга специалистов художественно-постановочной части Владимирдрамы. Они редко появляются на сцене, разве что выходят за профессиональными наградами, которых, безусловно, заслуживают — именно их умения и опыт позволяют воплотить замыслы режиссера, художника-постановщика и художника по костюмам. Сделать фантазии реальностью. Как им это удается, особенно сейчас, когда в здании театра идет грандиозный ремонт? Смотрите репортаж «Ключ-Медиа» из самого настоящего Закулисья.

Максим Балашов — заведующий художественно-постановочной частью театра, он отвечает за работу бутафоров-декораторов, костюмеров, сотрудников пошивочной, столярной и слесарной мастерских. Его работа начинается с обсуждения с художником и режиссером спектакля творческого замысла постановщиков и заканчивается воплощением идеи во вполне реальные предметы и конструкции. Это если подходить прозаически. Но если согласиться с тем, что театр — великая иллюзия, то придется признать, что профессионалы, которыми руководит Максим, создают волшебство, помогая переносить зрителя в разные эпохи и миры.

«Мы занимаемся изготовлением декораций и элементов вещественного оформления для спектаклей. У режиссера и художника есть какая-то идея, замысел. Их нужно воплотить, не только решая актерские задачи, но и средствами оформления. В работе над спектаклем у художника иногда есть четкое представление о том, что это должно быть и как это изготовить. А бывает, постановщик рисует красивую картинку, но не знает, как эту идею осуществить. Можно пойти разными путями: сделать декорацию из металла, дерева, каких-то других материалов. Нам важно, чтобы задумка художника была реализована и появилась на сцене. И чтобы все это в целом работало на идею спектакля».

Технические возможности нашего театра драмы впечатляли даже столичных постановщиков. Некоторые декорации были настолько грандиозными, что найти для них другую сценическую площадку было очень непросто. Для премьер юбилейного сезона декорации готовились с учетом сложившихся обстоятельств.

«Стараемся оптимизировать проекты, сделать так, чтобы, с одной стороны, декорация была удобной для перевозки. Этим занимается отдельная служба — монтировщики, и мы должны учесть их возможности. С другой стороны, чем мельче мы членим декорацию, тем сложнее ее потом собирать. Ищем компромисс между размером и весом, удобством — здесь много разных переменных», — рассказывает Максим Балашов.

«Театр — это же обман. Мы прекрасно понимаем, если, к примеру, на актере орден — он может быть сделан из пивной крышки, пшена, из чего угодно. Чтобы изобразить дорогую ткань, не обязательно покупать чистое золото. Можно простую холщовую ткань так забутафорить, что она будет выглядеть как что-то очень ценное. Но в то же время камень, скажем, можно сделать из пенопласта, и он будет смотреться натурально. Другое дело, как актеру „обжить“ эту деталь и отыграть сцену. Поэтому часть камней, если мы говорим о них, у нас настоящая. Но все же многие предметы — это имитация, они не такие, как в жизни», — признается руководитель службы, создающей иллюзии.

В обновленном здании театра планируется создать современную музейную экспозицию. 175 лет — это значительный отрезок истории, уникальные люди, интересные судьбы, знаковые спектакли. И конечно, интересные детали оформления сцены могли бы стать достойными экспонатами. Какова же сейчас судьба декораций и элементов оформления постановок?

«Деревянные декорации, которые можно демонтировать и повторно использовать, мы так задействуем. Если предметы специфические, рикша, например, то она хранится на складе и ждет своего времени. У нас много интересных костюмов. Есть старинные прялки, кажется, они из спектакля двадцатилетней давности „Фрол Скобеев“, появились на сцене в „Арапе Петра Великого“, — рассказывает Максим. — Пока мы не имеем возможности играть наши сложные, большие постановки — в области нет для них площадки. А когда театр откроется, все крупные, масштабные декорации будем постепенно восстанавливать, и значительные спектакли вернутся в репертуар».

Нередко словом «бутафория» мы называем попытку выдать желаемое за действительное, ввести в заблуждение. Но в театре это важный элемент тех чудес, за которыми мы и идем на представление.

В бутафорско-декоративной мастерской Владимирского областного академического театра драмы трудятся специалисты, которые вполне могли бы написать летопись жизни труппы. Татьяна Серова, заведующая мастерской, работает художником-декоратором-бутафором полвека, 25 мая отметила «золотой» юбилей. Пришла в новое здание театра через три года после его ввода в эксплуатацию. Ее коллега Антонина Мартынова в театре 40 лет.

Свою мастерскую бутафоры не оставляли и после пожара, отмыли от копоти и включились в процесс. В непростых условиях творческий коллектив мастерской творит в ударном темпе, диктуемом большим количеством премьерных спектаклей. Декорации, реквизит, элементы костюмов рождаются здесь из самых обычных материалов, без 3D-принтеров и искусственного интеллекта, только мастерство, фантазия, творческая находчивость и безграничная любовь к работе.

«Нам дают эскиз художника, а мы должны придумать, как и из чего выполним нужные элементы. Все, с чем работают актеры на сцене, создается в этой мастерской. Вот, например, торт — он из пенопласта, задекорирован элементами, вырезанными вручную. Вот лимончики из изолона. Бывает, что-то лепим из глины, делаем элементы из папье-маше. Все должно быть похоже на эскизы художника», — раскрывает секретные рецепты местной «кухни» Светлана Щербинина, художник-декоратор-бутафор.

«При подготовке нового спектакля сначала сварщик изготавливает конструкцию, мы ее красим. Затем столярный цех ее обшивает и возвращает нам — на покраску. Мы все взаимосвязаны. Из пошивочной мастерской могут прийти коллеги с просьбой сотворить какие-то элементы: брошь, пуговицы. Трафареты для костюма. А если наряд надо испачкать, окунаем его в краски, добиваясь нужного эффекта», — знакомит с процессом Светлана.«Декорации становятся все более сложными, но это даже интересно. Каждый художник предлагает что-то новое, нет шаблонов. Все, что связано с краской, бутафорией — это наша работа», — считает Татьяна Серова.

От шляпы до крыльев — любой элемент образа, необходимый для реализации идей постановщика, бутафоры-декораторы выполнят точно в срок. Они универсалы, должны уметь все, даже угадать то, что у художника-постановщика или сценографа в мыслях. А если требуется, в точности следовать эскизу.

«Вот, например, мы состарили бочки по эскизу. Но художник может сказать: нужно темнее или, наоборот, светлее. Будем шкуркой снимать морилку, красить заново», — рассказывает Светлана Щербинина.

Для спектакля «451 градус по Фаренгейту» пришлось изготовить две тысячи бутафорских книг. Вырезали из пенопласта форму, оклеивали картоном, красили. У зрителей даже и подозрения не возникло, что на стеллажах красуются «обманки» с пестрыми корешками.

«Иногда выполнить замысел художника очень даже непросто. Но мы всегда находим решения. К тому же сейчас очень много различных материалов, с которыми можно работать», — Татьяна Серова абсолютно уверена в профессионализме коллектива.

Специфика работы декоратора-бутафора связана еще и с тем, что объекты их творчества не музейные экспонаты. У них бурная жизнь, что иногда сказывается на внешнем виде.

«Нередко элементы костюмов, декорации и реквизит перед очередным спектаклем надо подправить: заклеить или подкрасить. Но актеры работают на разных площадках города. Так что появляются дополнительные нюансы в работе. Очень сказывается, что пока нет родной сцены. Мастерские небольшие, а художники иногда хотят размахнуться, придумывая элементы оформления спектакля. Раньше мы работали над декорациями непосредственно на сцене, это было удобно», — делится Светлана.

Оказавшись в пошивочной мастерской, легко забыть, какой век на дворе. Костюмы разных эпох на манекенах и вешалках с легкостью введут в заблуждение. Но у сотрудниц заботы вполне в духе времени, со всеми его приметами. В современных условиях работать стало, конечно, сложнее. Актеры не всегда могут выкроить время и прийти на примерку костюма, значит, придется идти к ним.

Но требования к качеству и соответствию эскизу не изменились. Нужно не просто сшить одежду по фигуре, а создать целостный образ, узнаваемый характер. И мастера из пошивочного цеха с этим традиционно справляются, научившись за годы улавливать не только тонкости характера персонажа, но и настроение актера, исполняющего роль.

После того как костюм готов, его передают костюмерам — на «техобслуживание».

«В костюмерном цехе работают три человека. Мы готовим костюмы к спектаклю: чистим, стираем, гладим, отпариваем. Это еще и дезинфекция, ведь температура пара больше 100 градусов. Используем обычные порошки, отбеливатель, мыло „Антипятин“, влажные салфетки — для очистки грима. У нас есть стиральная машинка и сушилка. Во время представления помогаем актерам переодеваться, если надо. Костюмы к спектаклю собираем тоже мы, загружаем для отправки к месту представления. Там их разгружаем, выдаем актерам.

После спектакля привозим в костюмерную, сортируем, осматриваем их состояние. Снова приводим в порядок. Ездим с актерами на гастроли — с собой берем отпариватели, утюги, стиральный порошок, мыло. Выполняем ту же работу, только вручную», — повествует о буднях службы заведующая костюмерным цехом Надежда Данилова.

175-летний юбилей, бесспорно, станет памятным для областного драматического театра. И не только трудностями, которые, как индикатор, показали стойкость и командный дух творческого коллектива. Все, кто служит в театре, надеются, что подарком к знаменательной дате станет скорое возвращение в родные стены, на любимую сцену.

https://kluch.media/materials/reportazh-iz-zakulisya-kakie-chudesa-proiskhodyat-v-zakrytom-na-remont-dramteatre/ 

Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой, Анны Колесовой, Татьяны Шалухиной, Оксаны Соловьёвой, Елены Птагиной, Екатерины Строговой и Константина Федяева.

Купить билеты ➤