Лучший региональный театр России Звезда театрала 2023 Лауреат премии «Звезда театрала»

Первая в новом 2021 году премьера Владимирского областного академического театра драмы в технологии вербатим вызвала слезы и домыслы

 

Правда о COVID-19 в жанре «Театр DOC»

Название нового спектакля главного театра Владимирской области с хештегом, отсутствие главных героев, минимальные сроки работы над материалом – и все это под зловещим знаком COVID-19.

Премьера спектакля #ЛечитьСпасатьЛюбить пришлась на старый Новый год, но ни сказочной феерии, ни веселой кутерьмы зрители не увидели. А пост-премьерные публикации некоторых СМИ свелись в основном к соблюдению мер антивирусной безопасности в зале ОДКИ, где и проходил показ новой работы труппы областного театра драмы, лишенной на время родной сцены.

В зале Областного дворца культуры и искусства была обеспечена безопасная дистанция при рассадке, в фойе выставлены флаконы с дезинфицирующими средствами. Если же кто-то из зрителей в ходе спектакля снял маски – чья в том вина?

Кстати, о пользе или вреде масок говорили и герои драмы, посвященной врачам, которых режиссер постановки Владимир Кузнецов назвал героями необъявленной войны. Именно так он хотел изначально озаглавить спектакль. Коррективы пришлось внести в ходе работы.

 

138642998_2833213116921959_3280977676632204717_o.jpg

Основой спектакля стали диалоги актеров с обычными людьми. У всех персонажей есть реальные прототипы – так требует закон жанра документального театра. Но врачи Владимира, Москвы, Нижнего Новгорода, работавшие в ковидных госпиталях, либо же в обычных поликлиниках, накал страстей в которых тоже достигал «красной зоны», чьи интервью и стали основой для сценария, просили актеров об одном – не делать из них героев, не ставить им памятников, не петь гимнов.

Перед началом спектакля Владимир Кузнецов не скрывал своего волнения:

«Я не знаю, как воспримут этот спектакль зрители. Среди них, возможно, будут врачи. И им этот эксперимент может показаться неуместным. "Как вы могли?" - допускаю, что кто-то скажет именно так. Я хочу, чтобы зрительный зал смеялся. В спектакле столько правды, узнаваемых моментов».

Режиссер не скрывал, что спектакль о пандемии и о месте врачей в борьбе с вирусом – социальный заказ. Но в ходе переговоров сразу предупредил чиновников, что форму и содержание постановки будет определять сам, считая, что имеет на это полное право – он сам и члены семьи переболели коронавирусом. Многие его коллеги в театре очень тяжело перенесли болезнь, так что у них тоже есть свой взгляд на происходящее. И непреодолимое желание избавиться от страха.

«Пандемия научила нас многому. Нашем сытому поколению это испытание вернуло понимание истинных ценностей. Значимости родителей, учителей, просто жизни. И поскольку мы живем в обостренной ситуации, нужно исследовать ее. Вот, к примеру, мнение медиков: очень важно, чтобы во время болезни врач и пациент смотрели друг другу в глаза. Это о том, что больной должен доверять врачу, а тот, в свою очередь, видеть перед собой реального человека», - рассуждает Владимир Кузнецов, осознанно решившийся рискнуть, ставя авангардный спектакль, на такую, казалось бы, непроигрышную тему: врачи-герои, это же вне критики.

 

138606740_2833213060255298_366952213164353447_o.jpg

«Театр.doc» - это стык искусства и анализа реальности. Нет драматической коллизии, да и сценария, по сути, нет. Разговоры, жанровые зарисовки. Нет костюмов, да и декораций, собственно, тоже нет. Хотя это зависит от темы. Когда речь идет о COVID-19, куда же денешься от космической амуниции медиков, аппаратов «сухого тумана» или дезинфицирующей жидкости? Удивительно, но когда на сцене появились актеры в полной амуниции под узнаваемую музыку из «Охотников за приведениями», в зале раздался смех. Хотя пережившие процедуру обеззараживания офиса помнят то напряжение, с которым встречали бесстрастных людей в космических костюмах, и как долго потом липнут руки к клавиатуре, к телефонной трубке.

Может, так мы и расстаемся со своими страхами? Да, сегодня даже самые ярые ковид-диссиденты либо переболели, либо пережили болезнь близких. О вирусе мы знаем много больше, чем прежде. Теперь мы уже дискутируем о вакцинации. Так что можно и посмеяться. Выпустить на сцену Бэтмена, и предложить человеку-летучей мыши стать главным истребителем вируса. Если помните, с этих существ все и началось, если верить исследователям.

Так что, к радости режиссера, в зале смеялись, когда узнавали себя в ошалевших от «дистанционки» родителях школьников, или в пациентах поликлиники, озверевших в очереди к терапевту.

138580043_2833213056921965_3850166587089076587_o.jpg

И все-таки Владимир Кузнецов, работая над постановкой, не особенно наделся на продвинутость владимирского зрителя, опасаясь, что техника вербатима, с ее глубокой импровизацией и концентрированной, нарочитой театральностью окажется ей непонятой. Поэтому решил объединить все новеллы, которые разыгрывают десять актеров, перевоплощаясь в нескольких разных героев, в единый сюжет как бы съемок как бы кино. С «хлопушкой», камерами, катающимися по сцене, гримировальным столиком.

Вот только присвоить снимаемым проектам названия известных фильмов – это очень в стиле школьной самодеятельности. Современный зритель уже привык к стендапам. Кого удивит говорящий человек? А если он делает это убедительно, проникновенно, талантливо, не нужны ни декорации, ни какие-то надуманные подводки.

138493278_2833213183588619_3344231098376848012_o.jpg

Занятые в постановке Ариадна Брунер, Наталья Демидова, Анна Зайцева, Михаил Бабаев, Андрей Гурамишвили, Анастасия Курганова, Вячеслав Леонтьев, Анастасия Сылка, Денис Чистяков не просто учили текст. Они его создавали – встречаясь, либо переписываясь, с медиками, с переболевшими людьми, с родителями школьников, переживших дистант.

«Знаете, сколько всего мы теперь знаем. Как лечиться, что принимать на разной стадии болезни. Мы уже сами можем лечить. Мы беседовали не только с владимирскими специалистами, но и с московскими, с нижегородскими. Миша Бабаев вообще был в "красной зоне", он там брал интервью. На него одели защитный "панцирь", все, как полагается», - с улыбкой сообщает Ариадна Брунер.

Тем, для кого «красная зона» - каждодневные будни, нет нужды искать красивые слова, примерять маски – я не о защитных – поэтому их монологи лишены любой театральщины. Как и интервью бывших пациентов ковидных госпиталей. О том, как это страшно, узнать, что опять кого-то вынесли в гробу, засыпанном хлоркой и закрытом на замки.

138801448_2833213123588625_5097949448656247946_o.jpg

И вместе с этой безжалостной правдой – совсем другие истории. О майском жуке с вывихнутой лапой, которого врач принес своей пациентке – вроде как на излечение. Назвал Гошей, велел заботиться, пообещав, что позже пойдут выпускать бедолагу на волю. Кто болел, знает, что после перенесенного страшно спуститься во двор, кажется, что дышать, как раньше, ты разучился. Вот почему эти незатейливые истории зрители слушали со слезами.

Совсем уж анекдотическая история про новоявленного папашу новорожденного малыша, вместо мамочки, перенесшей ковид, решившего прижать только что появившегося сынишку к груди – для первого контакта - взята из книги «Байки акушеров города Владимира», выпущенной к 60-летию роддома №2. Есть у них и автор, бывшая главврач Ирина Кирюхина. В программке спектакля, как эпиграф, ее фраза: «Как артисту, порой врачу нужны аплодисменты». И подпись: «главный врач родильного дома Ирина К.» Конспирация? Но забавные истории Ирины Михайловны знают многие.

О том, что пандемия заставила нас по-иному взглянуть на разные вещи, говорили много и многие. Включая губернатора Владимирской области Владимира Сипягина, признавшегося, что спектакль просмотрел на одном дыхании:

«Спектакль особенный. Почти в каждой семье столкнулись с заболеванием COVID-19. Переболев сами, или ухаживая за заболевшими близкими, мы понимаем, насколько это тонко, насколько тяжело. Этот спектакль о тех, кто лежит в госпиталях, и о тех, кто их лечит. И сделан он был в кратчайшие сроки. Все, что мы пережили за время представления, еще раз говорит о мастерстве нашей труппы».

 

138634459_2833213193588618_7806006218710398872_o.jpg

Тонко и тяжело - да, именно так. И не только потому, что реальные истории настолько пронзительные и жизненные. В спектакле есть еще две сюжетные линии, которые, как это ни прискорбно, показывают, что героизм одних – это следствие разгильдяйства и равнодушия других. Небольшой эпизод в финале спектакля возвращает нас во времена Великой Отечественной войны. Его герою всего-то надо в разрушенном городке развернуть за пару часов госпиталь для инфицированных раненых. Но это все же война.

А вторая – сквозная – тема посвящена Антону Павловичу Чехову, решившему променять столичный комфорт успешного писателя на будни земского врача в разгар эпидемии холеры. Чехов в исполнении Георгия Девятисильного – совсем не классик. Он похож на вымотанных, порой чертыхающихся, ругающих нелепости системы врачей ковидных госпиталей.

«У меня в участке 25 деревень, четыре фабрики и один монастырь. Утром приемка больных, а после утра разъезды. Езжу, читаю лекции печенегам, лечу, сержусь и, так как земство не дало мне на организацию пунктов ни копейки, клянчу у богатых людей то того, то другого. Оказался я превосходным нищим; благодаря моему нищенскому красноречию мой участок имеет теперь 2 превосходных барака со всею обстановкой и бараков пять не превосходных, а скверных. Я избавил земство даже от расходов по дезинфекции. Известь, купорос и всякую пахучую дрянь я выпросил у фабрикантов на все свои 25 деревень», - проблемы, донимавшие Антона Павловича, за 130 лет изжить полностью не удалось.

Но искусство все-таки – сила. Руководитель департамента здравоохранения Владимирской области Елена Утемова все происходящее на сцене приняла близко к сердцу. Смотрела спектакль не просто «на едином дыхании», как губернатор, но и со слезами на глазах, не в силах сдержать эмоции. Но при этом – с профессиональным подходом:

«Первый вопрос, который у меня возник — откуда они все знают? Ну это же реально. Это то, что мы обсуждаем, что переживаем каждый день. Это то, что мы обсуждаем со своими коллегами. Первая поликлиника, которая у нас рождает больше всего жалоб. Я уже думаю, что завтра на ВКС скажу, как стать знаменитым главному врачу. В спектакле действительно истории и давние, и сегодняшнего дня. Они реально прожиты актерами, режиссером. Они заставляют задуматься. Я себе задала вопрос: о чем этот спектакль? О любви к своей профессии. Будь ты актер, режиссер, врач, если ты любишь свою профессию, ты всегда будешь делать работу с душой».

Владимир Кузнецов все еще жалеет, что название спектакля «Герои необъявленной войны» пришлось изменить. Но ведь он и впрямь не о героизме, а о любви. Обо всех ее видах и проявлениях, но прежде всего – о любви к жизни. Одна из героинь спектакля, победившая болезнь, говорит о том, что все мы смертны и вроде как помним об этом. Но столкнувшись с вирусом вдруг понимаем, насколько мы уязвимы, как хрупка наша жизнь, и что важно зачастую совсем не то, что нас занимало прежде – до пандемии.

https://zebra-tv.ru/novosti/chetvertaya-rubrika/pravda-o-covid-19-v-zhanre-teatr-doc/

Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой, Анны Колесовой, Татьяны Шалухиной, Оксаны Соловьёвой, Елены Птагиной, Екатерины Строговой и Константина Федяева.

Купить билеты ➤