Лучший региональный театр России Звезда театрала 2023 Лауреат премии «Звезда театрала»

На премьере Владимирского театра драмы зрители аплодировали сразу двум юбилярам: Антону Павловичу и Николаю Анатольевичу

Проза Чехова на владимирской сцене – инфернальный аккорд с нотами надежды

Из-за пандемии коронавируса 160-летие Чехова, самого «литературного» драматурга и самого театрального писателя, было отмечено в 2020 году не столь масштабно, как можно было ожидать.
Однако спектакль по рассказу Антона Павловича «Скрипка Ротшильда» изначально стоял в репертуарном плане Владимирского областного академического театра драмы на 2020 год. Премьера выпала на первые дни декабря.

Skripkat_1.jpg

Новый спектакль зрители увидели накануне еще одного юбилея – 70-летия Народного артиста России, бесспорного мэтра владимирской сцены, председателя областного союза театральных деятелей, художественного руководителя театра-студии Николая Горохова. 4 декабря указом губернатора Владимирской области актер Николай Горохов награжден «Знаком великого князя Андрея Боголюбского», роль которого уже несколько лет он исполняет с неизменным успехом.

Skripkat_1_07.jpg

Правда, в премьерной постановке Владимира Кузнецова, ученика мастера Горохова, роль у Николая Анатольевича отнюдь не княжеская, он играет старого гробовщика из захолустья, что не мешает ему безраздельно царить на Малой сцене, превращая ее в площадку для большого искусства.
Нынешний непростой год был богат на литературные юбилеи. И какие имена:
Борис Пастернак, Александр Куприн, Иван Бунин, Александр Блок, Афанасий Фет, Сергей Есенин. 125-летие последнего наш театр также ознаменовал премьерой моноспектакля «Айседора, рожденная у моря».

Skripkat_1_04.jpg

Закончить экскурс по календарю замечательных дат стоит упоминанием о еще одном юбилее – уже будущего года. 4 ноября 2021 года состоялось первое театральное представление в новом здании областного театра драмы. Вот только праздник этот будет с горьким привкусом дыма – о трагедии, произошедшей летом нет смысла напоминать.
Но в зале Малой сцены о пожаре ничто не напоминает, а постановщики премьерного спектакля и исполнители смело обращаются с деревянными конструкциями и ворохами сухой стружки. Неожиданность и многообразие вариантов их использования как-то даже восполняют нехватку уникальных технических возможностей главной площадки театра, которая пострадала от пожара.

Skripkat_1_06.jpg

Skripkat_1_05.jpg

На афише главного театра Владимирской области спектакль «Скрипки Ротшильда» значится как «трагикомедия». Хотя поздняя проза Чехова – это драматические рассказы, в которых юмора, в общем-то, и нет, и сюжета как такового - тоже. В центре рассказов – невнятный герой, живущий скучно и неинтересно. А если он и задумывается о своей жизни по замыслу автора, то лишь для того, чтобы тот мог беспощадно резюмировать: зря ты, батенька, жил. Вспомните школьную программу: «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник». «Скрипка Рошильда» - рассказ недлинный, прочитать его не составит труда, потому и нет смысла пересказывать сюжетную фабулу.

Skripkat_1_02.jpg

Но для того чтобы заинтриговать и мотивировать к просмотру постановки, можно сказать, что спектакль оказался про COVID-19. И это притом, что с текстом классика постановщик обошелся максимально деликатно. Николай Горохов, Ариадна Брунер, Георгий Девятисильный и Вячеслав Леонтьев словно бы прочитали рассказа по ролям.
И это именно в тексте заболевшую, тяжело кашляющую Марфу, жену гробовщика Якова Иванова со странным прозвищем Бронза, а потом его самого, отказывается лечить замотанный фельдшер (Вячеслав Леонтьев). В обоих случаях предлагая снадобье, в пользу которого сам не верит.

«Инфлюэнца, а может и горячка. Теперь по городу тиф ходит. Что ж? Старушка пожила, слава богу. Сколько ей?», - равнодушно бормочет фельдшер Максим Николаич, про которого все в городе говорили, что, хотя он и пьющий и дерется, но понимает больше доктора.

Речи же Бронзы о множественных убытках, подсчет им размеров упущенной выгоды, сожаления о недополученных дивидендах настолько актуальны, что невольно тянет посмотреть текст чеховского рассказа, чтобы убедиться – неужели таким провидцем был Антон Павлович, что за магические стекла были в его пенсне.

Skripkat_1_08.jpg

И еще загадка, как скупое повествование о незначительных людях Чехов мог делать таким музыкальным. Музыка Владимира Брусса в спектакле зачастую заменяет само действие, и, уж точно, усиливает каждую сцену. Первые минуты действия актеры вообще не говорят, все происходящее похоже на пантомиму в духе «Асисяя» - и так же понятно, ярко, атмосферно. Ты даже согласен, что это и будет пантомима, а странные деревянные предметы, с которыми актеры управляются виртуозно, восполняя немногословность, отвечают чеховской предметной детализации. Как пресловутое ружье со стены, что должно все-таки выстрелить.

В этом случае в роли ружья – скрипка. Пока еще Якова, а не Ротшильда. Который в данном случае вовсе не знаменитый банкир из одноименного дома, а рыжий тощий еврей, пахнущий чесноком – исполняющий его роль Георгий Девятисильный так и ходит по сцене то с головкой чеснока, то с луковицей.
Чехов заставил мастера похоронных дел играть на скрипке, причем так хорошо, что весь еврейский оркестр мог за пояс заткнуть, чтобы в финале инструмент, в отличие от разящего ружья, стал чем-то вроде елея, исцеляющего раны, дающего слабую надежду. 

«Мысли об убытках донимали Якова особенно по ночам; он клал рядом с собой на постели скрипку и, когда всякая чепуха лезла в голову, трогал струны, скрипка в темноте издавала звук, и ему становилось легче», - вот зачем нужна была вещь, чтобы превращаться в чувство.


Коротки часовой спектакль без интриги, закрученного сюжета, невероятным образом предоставляет актерам безграничные возможности для самовыражения. А пространство Малой сцены исключает возможность незаметно схалтурить.

Николай Горохов, которому досталась и роль автора, поскольку четко выстроенных диалогов в рассказе нет, как смычок, извлекает из своей скрипки те ноты, которые точно передают настроения, страхи и мысли – даже мелкие, суетные и не особо приглядные.

Его жена, молчаливая сухая остроносая Марфа, какой ее нарисовал Чехов, стараниями Ариадны Бурнер превратилась в птицу или ее бестелесную тень, или в мелодию, какой она и была в жизни мужа, хотя он об этом и не догадался при жизни.
В очередной раз остается удивляться пластическим возможностям Ариадны и ее бесстрашию на сцене. Стать пыльно-серой старухой – и впрямь, тенью, позволить уложить себя в гроб и проводить с собой какие-то невероятные манипуляции, сохраняя на лице безмятежность ангела или юродивой – это завораживает.

Удивительно и то, как на сцене, а это и сам город «маленький, хуже деревни», и комната Бронзы «печь, двухспальную кровать, гробы, верстак и все хозяйство» - гармонично размещаются и даже перемещаются все четыре персонажа, каждый со своим жильем-скворечником. Сценография и костюмы Татьяны Видановой и универсальные, и точно датированные эпохой и даже географией.
Странную штуку выкинула пандемия с постановкой. Добавила такой пронзительной интонации, что иногда даже мучительно, особенно если эти страшные месяцы унесли родных и друзей. Даже ловишь себя на мысли, что в этом есть что-то кощунственное. Но не для того ли нас подвергают испытаниям, чтобы вернуть душе утраченное зрение? Вооружить ее тем пенсне, которое позволяло Антону Павловичу так верно видеть мир и нас в нем?

«Зачем вообще люди мешают жить друг другу? Ведь от этого какие убытки! Какие страшные убытки! Если бы не было ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу», - говорит Николай Анатольевич, вернее его персонаж.

И хочется плакать от того, какие точные слова, какая достоверная интонация у актера и у всего спектакля.

Skripkat_1_10.jpg 

 Автор: Вера Аристова

https://zebra-tv.ru/novosti/chetvertaya-rubrika/proza-chekhova-na-vladimirskoy-stsene-infernalnyy-akkord-s-notami-nadezhdy/

 

Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой, Анны Колесовой, Татьяны Шалухиной, Оксаны Соловьёвой, Елены Птагиной, Екатерины Строговой и Константина Федяева.

Купить билеты ➤