Лучший региональный театр России Звезда театрала 2023 Лауреат премии «Звезда театрала»

 Самая ожидаемая и интригующая премьера сезона - "Анна Каренина" в реплике Владимира Кузнецова. Молодой владимирский режиссёр уже имеет опыт "осценичивания" многотомных фолиантов, пришёл черёд семейной саги Толстого, энциклопедии семейной жизни.

Немного отвлекусь: чего я опасалась и ожидала от этой работы. Вообще, можно сказать, что этот год проходит у меня под знаком "Анны": перечитала роман, посмотрела несколько экранизаций (с Самойловой, Боярской, Софи Марсо и Кирой Найтли), побывала на мюзикле с Екатериной Гусевой/ Сергеем Ли в Театре оперетты...и опасалась, что весь этот мой культурный багаж, мои уже сложившиеся представления, портреты героев, моя их оценка помешают "прорасти" новой версии, не допустят другого зрения. Не скрою, как никогда хотелось прийти в зал неподготовленным зрителем и не иметь возможности сравнения) Чего я ждала: чёрную шляпку-пилотку с вуалью в мушку на Анне бережного, аккуратного обращения с классикой, уважения к авторскому слову; намёков, полутонов, эстетики, а не "лобовой" подачи чувств; ажурной метафорической вязи, говорящих деталей, отправляющих в лабиринты мысли- того самого фирменного режиссёрского почерка Кузнецова. Для себя я решила, что просто поудобнее устроюсь в кресле зрителя и буду внимательно "слушать" режиссёрское "чтение" романа, с его акцентами, паузами, интонациями...безоценочно, не сравнивая...просто доверюсь этому "голосу", который ещё ни разу не подвёл...и пусть это будет классика и не классика одновременно, другой Толстой и совсем "не та" Анна, мы отправляемся на "поиски счастья"...

1
На сцене модный декоративный аскетизм и трёхцветная доминанта: черный-белый-красный (и цвет роз, и цвет платьев героини), невероятный синтез света и музыки добавляет объёма, глубины, продолжения каждой сцене, вносят 3D эффект, и вот уже воображение достраивает вокзал, каток, бальную залу, ипподром...Резные деревянные балясины появляются и проходят лейтмотивом всего спектакля, коррелируют со словосочетанием "строить семью", "строить счастье". Балясины для лестниц-поддерживающие поручни перил-как основа прочности лестничных ограждений, выполняют опорные и защитные функции. В спектакле они как основа, фундамент, скрепа семейственности, недаром Левин так судорожно "вбивает" их, строя "дом, очаг" с Китти, или, напротив, так неустойчивы они в мире Анны и Алексея Александровича, и совсем падают ниц и становятся перекладиной, которую легко перемахивает "скачущая Анна-Фру-Фру".
"Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему". 


Супруги Каренины, живёт ли в их доме счастье? Перечитывая роман, я по-женски влюбилась, поняла и приняла Каренина.  Да-да, не альфа-самца Вронского, а надёжного и основательного Алексея Александровича. Да, "министерская машина", рассудок выше чувств, даже фразой к жене с дежурной улыбкой: "Целуй сюда" словно указывает место для подписи в чиновничьих бумагах...ему важна статусность, положение, мнение света, и он готов закрывать глаза на поступок жены, пока это не выходит за известные пределы...готов переступить чрез самое унизительное для любого мужчины- измену "своей" женщины. Но по мере развития и углубления семейной драмы, кажущийся сухим и бесстрастным,  Каренин оказывается способным на подлинно христианское человеколюбие и прощение жены. Каренин удивителен для меня, далеко не каждый мужчина способен на такое...Такие добрые глаза Анатолия Шалухина, столько драмы и глубины, до дрожи....

2
Анна-Вронский...как же ярко, бескомпромиссно рисует режиссёр любовь-плаху! Актёры "вытанцовывают" страсть, и вот уже мазурка превращается в танго с огненной розой, в танец тел, плоти, желания...Стихийное, отчасти животное, неподконтрольное чувство, граничащее с агонией, любовь-болезнь, лихорадка, сумасшествие...Вначале Анна- сдержанная, статная, жена, мать, в застёгнутом на все пуговицы корсете, в следующей сцене-босая растрёпа с высоко забранным "хвостом" и уже и не Анна, а Фру-Фру в скачке по кругу...и это падение вниз уже не остановить...Очень трогательна детская тема...до слёз, до кома в горле детская молитва за неотпетую мать... Ариадна хороша, убедительна, не может не вызывать сочувствия. Иван Антонов, такой блестящий в "Доходном месте", здесь не менее хорош, но мне не хватило мужской харизмы, мужественности, мачо-сердцеееда, разбивающего женские сердца, мелковат для графа.


Словно на контрасте выстраивается линия Левин-Китти- моя любимая линия. Китти от  Елены Серёгиной словно сошла со страниц романа, квинтесенция прелести, нежности, искренности, чувственности, розовое облако из рюш и кудряшек. Стрекоза и непоседа, в ней словно тысячи маленьких пружинок, не дающих усидеть на месте. Открытая, по-детски наивная, трогательная, как же хотелось её обнять после отказа Вронского...как она тащила эти путы молвы, осуждения, позора "из стульев"...


Одним из важных персонажей спектакля является столичный высший свет, петербургский салон, он элегантно шуршит платьями, изысканно восседает на шляпных коробках, блистает и щедро одаривает розами с опадающими лепестками, с червоточинами...


В пару Китти-Левин от Дениса Чистякова...Как трепетны их шаги навстречу друг другу...Китти с глобусом в руках, готовая подарить ему весь мир, стать для него целым миром...Отношения, основанные не на чистой физиологии, их связала не бурная страсть, а романтическое нежное чувство. То самое, которое преображает, делает людей лучше, придает им сил, способствует их внутреннему просветлению. Любовь-созидание. Здесь любовь соседствует с верой...Бог есть любовь.


Отмечу Долли от Анны Зайцевой, очень органична и полностью совпала с моим читательским образом; влюбилась в чету Щербацких- старшее актёрское поколение выше всех похвал, браво! Любимую Наталью Демидову замечу в любой роли, даже второстепенной, княгиня Бэтси - глаз не оторвать).
Спектакль не оставит равнодушным: красивый, цельный, с бомбическим саундом, игрой светотени, с аутентичными костюмами, которые хочется рассматривать...Повод подумать на вечные темы и  поискать ответы в своей душе...





 

Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой, Анны Колесовой, Татьяны Шалухиной, Оксаны Соловьёвой, Елены Птагиной, Екатерины Строговой и Константина Федяева.

Купить билеты ➤