Заключительный день программы I Фестиваля Международного театрального фестивального Союза «Театр. Территория единения» завершился двумя спектаклями: моноспектаклем актёра Алексея Бориса «Продукт» по пьесе Марка Ревенхилла (Германия) и спектаклем режиссера Егора Равинского «Невольницы» по пьесе Александра Островского Брестского Академического театра драмы им. Ленинского Комсомола Беларуси.
На Малой сцене, в 17 часов вечера, зал битком – Алексей Борис представляет свой моноспектакль «Продукт». Завязка сюжета спектакля следующая: некий кинопродюсер пытается уговорить актрису-звезду сняться в новом фильме. Естественно, в главной роли. За весь спектакль актриса не произнесёт ни слова, а только будет слушать экспрессивного и предприимчивого продюсера. Тот, в свою очередь, развертывает гениальный сценарий своего «блокбастера», испещрённый всякого рода клише по типу запретной любви, фееричной мести героини, её душевных ран, тяжелого прошлого, внутренних конфликтов… В общем все то, на чем зиждится типичный голливудский блокбастер. Сценарий «не забывает» и об актуальных проблемах: мусульманский вопрос, противостояние Востока и Запада, Башни-близнецы, шахиды, Усам-Бен-Ладен. Словом, тонкий сарказм в сторону спекуляций подобных тем ради значимости фильма, его претензии на художественное высказывание. Сам спектакль богат на «гэки», а пародийная игра Алексея Бориса добавляет к ним большей остроты.
«Продукт» – это качественный стеб над конвейерным кинопроизводством, основанное на банальных сюжетных линиях, «игре» с волнующими темами в обществе и «статусности» актерского состава. Нацеленность спектакля на пародийный разговор о кино как о создателе стереотипного мышления «об» даёт возможность посмеяться зрителям над собственной культурной памятью. Памятью, в которой «теплятся» и так или иначе воспроизводятся заложенные подобным кино жанровые и мировоззренческие клише.
Валентина Окунькова