Шестой день программы I Фестиваля Международного театрального фестивального Союза «Театр. Территория единения» начался необычно: вместо спектакля на Малой сцене мы оказались на творческой встрече в Эрлангенском доме с актером из Германии Александром Борисом (его моноспектакль «Продукт» по произведению Марка Ревенхилла в афише фестиваля намечен на 20 апреля).
В 19 вечера, уже по традиции, на Основной сцене Владимирского академического театра драмы зрители ожидали заявленный в программе фестиваля спектакль – «Поэтория» (г. Владимир).
Спектакль стал совместным проектом Владимирского Губернаторского симфонического оркестра с Владимирским камерным хором и Владимирским академическим театром драмы. Для «Поэтории» композитор Родион Щедрин отобрал стихотворения Андрея Вознесенского, а режиссёр-постановщик Мария Большакова вплела их в ткань постановки совместно с музыкой и драмой. Симбиоз оркестра, хора и театра расширили до эпических масштабов проблематику Художника как такового, как Творца, задающегося вечными вопросами бытия: о жизни и смерти, о надежде на возрождение, о любви к Родине. Поэта олицетворяет Александр Аладышев: на протяжении всего спектакля актёр декламирует стихи Вознесенского. Декламация то сочетается, то «борется» с музыкой оркестра, задавая спектаклю особый тон.
Оркестр играет прямо на сцене, где-то за сценой слышатся голоса хора… На стену проецируется видеоряд, отражающий буквенно или же метафорично чувственные смыслы лирики Поэта. И два силуэта женщин – скорее символы: женщина в красном платье (Анна Лузгина), несущая на себе печать смерти, Рока, и женщина в синем облачении (Светлана Балашова) – Родина, Мать, Жизнь. Именно к ногам Матери припадёт Поэт, убегая от настигающего его Рока.
Спектакль претендует на чистую форму символизма, а что касается воздействия – на медитативность. Если подытоживать увиденное: «Поэтория» стала попыткой синтезировать несколько видов искусств внутри одного спектакля и сенситивно, чувственно передать историю жизни Творца в глобальном смысле этого слова.
Валентина Окунькова