Два спектакля четвёртого дня программы I Фестиваля Международного театрального фестивального Союза «Театр. Территория единения» стали ярким примером того, что фестиваль стал наращивать темпы, и это заметно не только со стороны зрительского внимания к спектаклям, но и со стороны самих театров. Две постановки: моноспектакль «Назову себя» по инсценировке романа М. Фриша Владимирского Академического театра драмы и спектакль «Язычники» по пьесе А.Яблонской Государственного Академического русского театра драмы им. Максима Горького республики Казахстан; один в баре, другой – на основной сцене Владимирского театра, один – максимально экспрессивный, другой – нарочито минималистичный; в одном камерность страстей, в другом эпос мыслей.
Время 5 часов, бар «Другой». Толпятся зрители, кто-то занимает столики с удобными креслами, у кого-то уже принимают заказ официанты… На импровизированном планшете сцены настраиваются музыканты. Играет лёгкий джаз, каверы любимых песен. Вдруг откуда-то из-за угла раздаётся вопрос, кажется, «хорошая ли погода»? Неуверенные голоса зрителей из разных мест зала направляют свой ответ в сторону вопрошателя. Актёр Александр Аладышев, он же «вопрос из-за угла», поддерживает беседу и тут же её обрывает – вопрос о погоде, рассуждает актёр, уже давно не искренний предлог начать разговор, а больше дань этикету. Вместо этого он предлагает рассказать историю, с поправкой, что не свою, что это не исповедь. Да и нет человека, который бы мог рассказать СВОЮ историю без «обработки» её фантазией. И что предлагает актёр – на глазах зрителя он сочиняет историю о неком себе другом, называя его по согласию зрителей Александром. Некий Александр представляется слепым, и это в обществе становится для него большим преимуществом: он видит то, что окружение не старается скрыть от слепого. По ходу истории Александр осознаёт истинную суть вещей, истинные лица его окружения без надетых ими масок, как например, о своей возлюбленной Лили.
Развёртывание нарратива – ключевая фишка спектакля, поэтому автор умолкает и перестаёт более говорить о сюжете. Скажем о другом: о форме спектакля. Спектакль, как уже было сказано, нарративный, внутри которого есть музыкальные и интерактивные вставки, предложенные режиссёром-постановщиком Линасом Зайкаускасом: за музыкальное оформление отвечали музыканты группы А.Аладышева «BLACKcoverband», а за интерактивную часть – сам Александр Аладышев и смелые зрители, попадавшие под обаяние актера. Обстановка бара добавляет к атмосфере спектакля камерности. Получился, скорее, не спектакль, а дружеские посиделки, где актёр и зрители – давние друг другу приятели, встретившиеся в солнечный вечер среды в любимом баре.
Валентина Окунькова