Лучший региональный театр России Звезда театрала 2023 Лауреат премии «Звезда театрала»

 

«Я родился в камыше. Как мышь. Моя мать меня родила и положила в воду. И я поплыл. Какая-то рыба, с четырьмя усами на носу, кружилась около меня. Я заплакал. И рыба заплакала…» 

Абсурдно?
Но именно так рассказывал о своем рождении советский писатель и поэт Даниил Хармс, король гротеска и несуразицы. Он любил повторять, что его «интересует только «чушь»; только то, что не имеет никакого практического смысла». Именно так он придавал форму своим творениям, но что же с содержанием? Удивительно, но за вуалью напускной глупости скрываются глубокие философские рассуждения, а самое главное точное отражение действительности.

Именно к этому неоднозначному творцу решила обратиться Нарине Григорян, заслуженная артистка Республики Армения, поставив спектакль под названием «Лю Беф». Именно его труппа театра «Амазгаин» им. Соса Саркисяна представила 15 апреля в рамках Фестиваля Международного театрального фестивального Союза «Театр. Территория единения».

IMG_6699

В какой-то момент по зрительскому залу стали расхаживать чудаковатые мужчины, на которых были надеты черные фраки и, как будто нарочито выбивающиеся из столь строго образа, сиреневые носки. Они то и дело смеялись, подсаживались к зрителям, начиная беседу, а еще махали руками, приветствуя тех, кто только что вошел в зал. Чуть позже становится ясно, что это наши актеры, и после такого сразу понимаешь, что спектакль будет необычным.

«Лю Беф» - это вообще озорство в чистом виде. Действие состоит из нескольких на первый взгляд не связанный между собой новелл, в каждой из которых актеры отыгрывают просто безудержно, дурачатся как дети, не боясь выглядеть глупо. Спектакль перенимает тот самый знаменитый «хармсовский» гротеск. Если движения, то широкие и размашистые. Если мимика, то не скромная улыбка и легкое движение бровей, а уморительная гримаса. Если эмоция – от громкого смеха в слезы.

С юмором у спектакля тоже все в полном порядке, оно и неудивительно, ведь это фарс. Помимо уже названного гротеска, используется прием комичного повторения. Будь то фраза бедного скрипача, который в сотый раз вспоминает о том, что у него сбежала жена, или очаровательной девчушки, которая называет своего отца гением, результат один – зрительский смех.

Несмотря на всю буффонаду, действие весело далеко не во всех местах. Во время очередной серьезной ссоры родителей маленькой девочке становится плохо, у нее жар. Забыв все свои обиды, ее мать и отец просят у Бога лишь одного – чуда. Чуда, которое бы спасло их любимую дочь. Чудо, которое когда-то давно они в своей жизни уже видели. Несложно догадаться, что чудо является лейтмотивом всего спектакля.
И проявляется оно не только в волшебном выздоровлении ребенка.

Как уже было сказано ранее, спектакль представляет собой несколько новелл, связь между которыми обретается только под конец. Единой сюжетной нитью связаны абсолютно все персонажи, они даже могут находиться под крышей одного здания, но при этом совершенно не подозревать о том, что между ними связь куда большая, чем между простыми незнакомцами. И разве этот факт не является чудом?

И снова Хармс во всей красе, когда за внешней несерьезностью скрывается трогательная история о потерявшихся и запутавшихся людях. Возможно, кто-то скажет, что весь этот спектакль шумный цирк, я же скажу, что спектакль просто чудо.

 

Надежда Живаева

 

 

 

 

Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой, Анны Колесовой, Татьяны Шалухиной, Оксаны Соловьёвой, Елены Птагиной, Екатерины Строговой и Константина Федяева.

Купить билеты ➤