Новеченто обозначает течение в итальянском искусстве начала ХХ века. Однако пьеса Алессандро Барикко далеко не об этом, она – о мальчике, рожденном и оставленном на корабле, где он провел всю свою жизнь, ни на день не сходя на берег. Мальчику дали имя - Дэвид Будман С.Д. Лемон Новеченто. Дэвид Будман – по имени нашедшего его, С.Д. Лемон – потому что найден был в коробке из-под лимонов. Мальчик вырос и стал музыкантом. Точнее, не стал, а словно был избран для этого искусства.
Историю об этом удивительном человеке ведает актер – Владимир Жуков. Режиссер Вячеслав Терещенко в своем спектакле следует авторскому тексту. Главный герой – Тим Туней, тоже музыкант, играющий со своим другом Новеченто в одном оркестре. Тим Туней – трубач, он не отличается особой виртуозностью (в то время как игра актера совершенно виртуозна!), он накрепко привязан к своему оркестру и строгому распорядку дня, послушно отыгрывает запланированные концерты и получает заслуженную зарплату, в его плотном графике все расписано поминутно: сегодня играем для богатых, завтра для бедных и т.д. Проще говоря – скука смертельная. В то же время Тим Туней работает с полнейшей самоотдачей: в спектакле, говоря о своих коллегах-музыкантах, актер снимает с себя мелкие детали костюма и вешает их на пюпитры, расставленные вокруг, как бы отдавая частичку себя каждому, кто состоит в оркестре. Тим Туней в этом плане вроде командного игрока, в то время как Новеченто – абсолютная индивидуальность, гениальность, рожденная в свободе. «В жопу закон» - говорил ему Дэвид Будман. «В жопу правила» - впоследствии вторит сам Новеченто .
Говоря о Новеченто герой Владимира Жукова лишен зависти к своему другу, в его рассказе, напротив, иногда проскальзывают нотки отеческой любви к этому человеку. Если можно в двух словах описать Новеченто, то не иначе как – скромная гениальность. Актер создает именно такой образ Новеченто: немногословного, но очень точного в выражениях, негрубого, скромного и достаточно воспитанного, несмотря на то, что великий талант и виртуоз.
Судя по рассказу – Тим Туней несколько трусоват, ведь попав в шторм, единственный, кто помогает преодолеть страх – Новеченто, сказавший: «Не встанешь сейчас – не встанешь никогда». В этот момент, в испуге схватившийся за пюпитры Тим Туней поднимается с колен и …. они начинают играть прямо во время шторма. Рояль скользил по воде назад и вперед, шуму волн отвечала вдохновенная музыка. Получился, своего рода, вальс с океаном!
Новеченто, определенно, оказал сильное влияние на жизнь Тима Тунея. Сейчас, с благодарной любовью и сердечным трепетом он говорит о своем друге, который буквально высвободил его из привычных оков жизни. Но даже Новеченто, казалось бы, имеющий все – не до конца счастлив. Увидеть океан с берега – его большая мечта. Когда Новеченто наконец сходит на берег – актер в этот момент встает с правой стороны перед авансценой, распростерши руки, как бы обнимая всю сцену..
Как это обыкновенно случается – гениев настигает трагическая гибель. То же случилось и с Новеченто.
Последняя сцена – сцена в раю, где актер перевоплощается из Тима Тунея в самого Новеченто. Когда корабль, напичканный динамитом, взлетел на воздух, Новеченто оторвало руку, но там, в раю, он просит отнюдь не руку, но – рояль. Вероятно, настоящий гениальный музыкант может создавать музыку даже будучи глухим или безруким…
Дядчук Ангелина