Челябинский Новый Художественный театр представил поморскую легенду по произведению Леонида Леонова «Гибель Егорушки» на Ш Международном фестивале камерных и моноспектаклей. Молитва требует подготовки к её свершению. Так и с постановкой Евгения Гельфонда «Егорушкины птицы» - она желает открыться зрителю, настроенному на контекст. Карбас, пичуги, ошкуй – символы севера, которыми богат спектакль.
Нужно всем рассказывать о существовании такого необычного репертуара! Команда спектакля отточила каждую деталь до совершенства. Режиссёр перевоплощает непривычное звучание текста произведения в жизнь.
Вторая птица Наталья Шолохова вышла на сцену с рогами, в мехах, с характерным для севера орнаментом на одежде, с посохом. Казалось бы – что такой вид может значить? Предположим, что она и есть клюква, тундра, мороз… Голос природы через экспрессию в движениях. Ударит по пружине, и кажется, что они – волны. Первая птица Ксения Бойко повествует про жизни и судьбы персонажей спектакля, она высказывается за них. И то, что она делает – сражает силой наповал! Она голосом может и вызвать, и прогнать любых зверей… Говорят ей, что Егорушка «дохлый», а она срывается на крик: «Зачем ты говоришь мне это? Зачем?», пробивая на слезу зрителя.
Желание посмотреть спектакль повторно возникает после прочтения забытого в современности произведения со словарём. И закрытые глаза во время всего действия предпочтительны! Материал сложный до невозможности. Особенно всё – даже музыкальные инструменты отличаются от тех, к которым привыкли. Игра на терменвоксе требует концентрации, ибо важна предельная чёткость движения руки для того, чтоб звук был без нежелательных изменений. Инструмент способен передать звуки природы. В контексте спектакля был важен крик чаек. Яйбахар наводит страх: словно происходит установка соединения с космосом, но божественные силы эту связь сбивают. Звук глюкофона кристально чист как вода. И поют с сильнейшей энергозатратой: «Восписуется в небе первой радостью радость матери, а второю радость впервые узревшего свет». Язык сложный. В спектакле фраза будет произнесена несколько раз как молитва.
«Ты ведь поп, а где же он, крест у тебя?», а он в море потерян. Монах Агапий остался без него. Он отказался от Христа. Как страшно, когда Иринья два дня выла от горя. Андрей Фомич узнаёт, что четыре дня назад похоронили ребёнка и поминки совпали со святками… А для язычников это – чародейное время для диалога со вселенной. Пляски после смерти человека. Какая душа это выдержит? Егорушка и не смог. Евгений Гельфонд в этом убеждает.
Луганова Аня