А.Н. Островский
«ЛЕС»
Аннотация
Комедия в 2-х действиях
Одно дело — играть на сцене, а совсем иное — «врать и подличать» в жизни. Оборотней и лгунов в этой пьесе хватает. И трудно человеку с благородной душой и отзывчивым сердцем находиться в душной атмосфере подлости и притворства, где лицемерие в особом почете. Тут даже деньги разыгрывают с людьми комедию, где в финале каждый обретает причитающиеся дивиденды. Злополучная тысяча рублей кочует из рук в руки «благодетельных» персонажей и лишь попадая к провинциальному актёру, приобретает значимость и спасает от самоубийства молодую девушку. Вопросы, поднимаемые великим классиком, всё так же остры и актуальны, а лихо закрученная интрига, подлинные, глубинные страсти и великолепный язык пьесы А.Островского и спустя два столетия не оставляют равнодушными.
Режиссер-постановщик Петр ОРЛОВ
Сценография Владимир БОЕР
Костюмы Елена ПРЕДВОДИТЕЛЕВА
Композитор Владимир БРУСС
Режиссер по пластике Валерий АРХИПОВ
ЭКСПРЕСС-ХРОНИКИ ФЕСТИВАЛЯ «У ЗОЛОТЫХ ВОРОТ»
десятый день,26 сентября, среда
Уж небо осенью дышало.
И снова солнышко блистало…
Архангельский театр драмы им. М.В.Ломоносова 26 сентября показал комедию «ЛЕС» А.Н.Островского в постановке своего главного режиссера Петра Гарриевича ОРЛОВА. Спектакль награжден дипломом Х Всероссийского фестиваля «Дни Островского в Костроме» - «За режиссерскую изобретательность и актерский ансамбль» (2011 год).
Превосходная комедия с яркими комедийными типами, пронзительной лирико-драматической темой да еще с участием в качестве главных героев супер-комика и супер-трагика, бродячих актеров Счастливцева и Несчастливцева, сыгравших свою решающую роль в судьбах обитателей имения помещицы Гурмыжской – одна из популярнейших пьес Островского!..
«Лес» А.Н.Островского в репертуаре – это своего рода лакмусовая бумажка творческого состояния коллектива театра, тест на универсальность и зрелость (как «Горе от ума»). В сценической истории пьесы немало потрясающих и незабываемых страниц. Чего стоит долгое эхо гениальной мейерхольдовской версии, талантливо и подробно процитированной в спектакле Малого театра 70-х в постановке Игоря Ильинского! Как оторваться от этих ассоциаций?
Архангельцы пошли своим путем, сделав равноправным участником спектакля чуткое, живое и выразительное сценическое пространство. Собственно – ЛЕС. Но в неожиданных формах и «агрегатных состояниях». Поначалу изобилие сложных деревянно-металлических конструкций, по которым скакали, карабкались и взлетали исполнители, даже несколько раздражало, но когда все эти «леса» одухотворенно и страстно закружились в унисон с трагедией юного сердца Аксюши, когда они включились в мощную атмосферу страстей, бушующих в размашистой душе артиста-трагика Несчастливцева, зрительному залу устоять не удалось. Растроганный зал зарыдал и полностью доверился театру, и поплыл покорной соломинкой в потоке страстей на забавном ялике в туманных волнах, истекающих в партер, и захлебнулся горем израненной, сиротской души, и взвился радостью в ответ на торжество справедливости, и проникся гордостью за бедных, но уходящих с таким достоинством бродячих актеров, уносящих свет своих сердец туда, где он нужнее…
Хорошо работают все исполнители, пленяет искренностью Аксюша (Мария Беднарчик или Мария Новикова? – программки не помечены, увы), забавно решены гротесковые партии Раисы Павловны Гурмыжской (заслуженная артистка РФ Людмила БЫНОВА) и Алексиса Буланова (Михаил Кузьмин), хорош Карп Савельич (заслуженный артист РФ Валерий Колосов), масштабно и страстно играет своего Геннадия Несчастливцева заслуженный артист Сергей Чуркин, субтильный Аркашка Счастливцев (Алексей Дубинин или Андрей Москаленко) – виртуоз пластики и гротеска…
Спектакль, действительно, ансамблевый, гармоничный, темпераментный. А живое пространство было бы просто невозможно без слаженной и вдохновенной работы «БУРЛАКОВ» - так названы в программке спектакля артисты и машинисты сцены, показавшие высокий технически-артистический класс в управлении изобильными «лесами» - многочисленными конструкциями, смешащими, плывущими, летящими, страдающими, влюбленными, гибнущими… Возможно, именно эта спаянность и общая самоотверженность занятых в спектакле людей так пронзила сердца владимирской публики, по-хорошему наэлектризованной и просветленной театром из далекого Архангельска? Счастья и вдохновения вам, дорогие коллеги! Новых свершений и открытий!
Экс-ПРЕСС-летописец Тина ЭЛТОНС