Народная артистка РФ, лауреат областной премии им. Е. Евстигнеева.
Галина Яковлевна Иванова работает во Владимирском театре драмы с 1982 года. За это время ею создано более полусотни самых разноплановых сценических образов. Иванова, без преувеличения, – актриса широчайшего творческого диапазона.
Начав актёрскую деятельность в Ростовском ТЮЗе (которым в те годы руководил один из известнейших ныне театральных режиссёров Юрий Ерёмин), завоевывая зрителя в ролях Золушки и Джульетты, а также колоритных и энергичных мальчуганов, она очень скоро доказала, что способна на сложные психологические роли. Уже в 30 лет актриса была удостоена почётного звания «Заслуженная артистка РСФСР».
В галерее её созданий во Владимирском театре 1980-90-х годов – богатейшая коллекция ярких характеров, обворожительных юных героинь, таких как донья Анхела в «Даме-невидимке» П. Кальдерона (спектакль «Проделки молодой вдовы»); Антигона в одноимённой драме Ж. Ануя; Ольга Петровна в «Нахлебнике» И. С. Тургенева, Анна Васильчикова в «Василисе Мелентьевой» А. Н. Островского, царица Ирина в «Смуте» по трилогии А. К. Толстого. И рядом с ними – блистательные авантюристки, «женщины-вамп»: исчадие ада в ангельском обличье - леди Винтер в мюзикле «Три мушкетёра»; ироничная, трагическая и неотразимая королева Элинор в сложной психологической драме «Лев зимой»; пленительный генерал в юбке – Жозефина в «Корсиканке» И. Губача…
Актрисе в равной степени доступна и высокая лирика, и эксцентрика, и тонкая ирония. С особой убедительностью Г. Иванова играет социальных героинь, простодушных и непостижимых русских женщин. Эти её создания поражают органикой, искренностью, проникновением в заветные тайники народной души. Её Евгения из популярной комедии «Миленький ты мой» по пьесе М. Ворфоломеева, Катерина из «Семейного портрета с посторонним» С. Лобозерова, героиня спектакля «Скамейка» А. Гельмана, Люти из одноимённой пьесы А. Дударева и многие другие – маленькие шедевры виртуозного актёрского мастерства. Ибо производят впечатление абсолютной лёгкости, безыскусности, естества.
Переход на возрастные роли также не оказался для Г. Я. Ивановой тяжким испытанием. Возможно, потому что параллельно с ролью воздушной и прелестной доньи Анхелы она азартно играла роль скрипуче-гремучей старухи Хлестовой в «Горе от ума» А. С. Грибоедова?
Её сегодняшний репертуар, быть может, не так «многолюден». Зато каждая из этих ролей достойна отдельного упоминания.
Мать в «Балладе о солдате» – крошечный эпизод в финале спектакля – его кульминация и незабываемое потрясение. Простота и искренность, без пресловутой «монументальности», но какая концентрация силы!
Раневская в «Вишнёвом саде» – усталая, надломленная, потерявшаяся в жестоком мире – пожалуй, единственная её «роль на сопротивление», сопряжённая с затяжными творческими муками, поисками, сомнениями. Что, в принципе, вполне понятно, учитывая пронзительный психологический, интеллектуальный, нравственный симбиоз – Антон Чехов плюс Павел Хомский!
Роли последних сезонов – «пробивная» Атуева в «Свадьбе Кречинского», искромётная, озорная, чарующе женственная Ханума в одноимённой музыкальной комедии и, конечно, феерическая по многогранности, оригинальности и темпераменту Анна Андреевна в «Ревизоре». Блистательная демонстрация наслаждения профессией! Да, Иванова действительно работает «играючи», с упоением и радостью. И этот восторг творчества согревает её партнеров по сцене. А главное – дарит счастье и мощную душевную энергию зрителю. Наверное, это и принято именовать актёрским магнетизмом.
Г. Я. Иванова – актриса острохарактерная, лирическая, трагическая, комедийная. Но главная и уникальная особенность её таланта – способность мгновенного преображения: буквально на глазах у публики она может стареть, молодеть, хорошеть, наполняться светом или гаснуть! Вот настоящее чудо театра.
Галина Яковлевна – уроженка города Камешково Владимирской области. Её школьные годы прошли во Владимире. Здесь же, совсем юной девочкой, она начала постигать первые тайны актёрского мастерства, занимаясь в театральном коллективе легендарного владимирского режиссёра и литератора Александра Даниловича Тумаркина. Возвращение в родной город из Ростова-на-Дону было принципиальным решением уже зрелой и успешной актрисы. Её жизненный девиз основан на народной мудрости: «Где родился – там и пригодился».
Миниатюрная, хрупкая, предельно скромная в быту, народная артистка РФ Галина Яковлевна Иванова обладает на редкость сильным и волевым характером. Её отличает непостижимая работоспособность, выносливость, оптимизм.
Творческим подвигом актёрской супружеской четы Л. А. Соловьёва и Г. Я. Ивановой справедливо считать создание во Владимире самостоятельного театрального коллектива «Вечерний театр» (2001-08 гг.), ощутимо оживлявшего театральную жизнь города на рубеже веков, а главное – дававшего возможность творческой реализации невостребованным актёрам и другим театральным работникам.
Иванова была не только ведущей актрисой «Вечернего театра», сыгравшей массу интересных ролей, но и «правой рукой» художественного руководителя, взвалившей на себя все административные и хозяйственные заботы молодого коллектива. Безусловно, программа «адаптации» шедевров мировой классической драматургии до понимания «обывателями», которую по сути осуществлял «Вечерний театр», в целом оказала благотворное влияние на общетеатральную атмосферу города Владимира.
Сегодня Г. Я. Иванова – член правления Владимирского отделения СТД, активная общественница, чуткий, отзывчивый человек.
В ноябре 2009 года народную артистку России Г. Я. Иванову ожидал весьма солидный юбилей, «круглая дата», удачно и выразительно оттеняющая её великолепную творческую форму и нерастраченную энергию.