Сергей Никифорович ЮМАТОВ
(17.02.1921-9.01.1980 гг.),
заслуженный артист РСФСР (7.12. 1973 г.)
С.Н. Юматов – по-настоящему легендарная фигура в истории Владимирского театра драмы.
Он – первый исполнитель роли Великого князя Андрея в спектакле «Князь Андрей Боголюбский» по пьесе Аркадия Чеботарёва в постановке главного режиссёра театра Рюрика Нагорничных. Именно этой премьерой открывал свой новый сезон и отмечал новоселье в нынешнем своём (четвёртом по счёту) здании Владимирский театр драмы в 1971 году.
К тому времени Сергей Юматов был уже опытным мастером сцены. После окончания средней школы в Москве он начал карьеру артиста во Фрунзенском (ныне г. Бишкек) областном драматическом театре (в 1940-42 гг.). Убедившись, что профессия выбрана верно, он окончил в Москве Оперно-драматическую студию им. К.С. Станиславского (годы учёбы - 1942-1946 гг.).
В 1946-48 гг. Сергей Юматов - артист русского драматического театра им. Маяковского в г. Сталинобаде (Душанбе), в 1948-50 гг. - артист театра им. Советской Армии в г. Южно-Сахалинске. В 50-е годы Сергей Никифорович работал в Ярославском театре им. Фёдора Волкова, в 60-е был ведущим актером в театрах гг. Оренбурга, Севастополя, Иванова.
Владимирской сцене он служил с 1970-г. до последнего часа своей жизни в январе 1980 года...
Благородное лицо, яркий трагический темперамент, истовость, страстность, отличавшие Сергея Никифоровича, определили ему амплуа «романтического героя». Хотя и характерным артистом он был колоритным. В Севастопольском театре он сыграл Олеко Дундича и Овода по одномённому роману Э.Л. Войнич, в Ярославле – Константина Треплева в чеховской «Чайке».
Во Владимирском театре за десять лет актёром сыграны 23 роли. Среди них — Крылов, главный герой спектакля «Личная жизнь» по повестям владимирского прозаика Сергея Никитина, жизнелюб Пишта в лирической комедии «Проснись и пой!» М. Дьярфаша; харизматичный граф Казимир Шеремет в драме А.В.Луначарского «Медвежья свадьба», неутомимый борец за справедливость, ярый антипод Бориса Годунова – противник жёстких годуновских реформ, бурный, вулканоподобный князь Василий Иванович Шуйский в трагедии А.К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович». Довелось Юматову сыграть злодея Яго в шекспировском «Отелло», доверчивого вдовца и отца Сарафанова в «Старшем сыне» А. Вампилова и - даже ворчуна и женоненавистника кавалера де Рипафратта, которого в финале полностью сражают чары лукавой Мирандолины в комедии Карло Гольдони «Хозяйка гостиницы».
Дважды Сергею Никифоровичу выпала участь (а в те годы это была, без преувеличения, честь высочайшая и большая удача в актерской карьере) сыграть роль Ленина — в драмах Михаила Шатрова «Именем революции» и «Синие кони на красной траве». Трагичной и роковой ролью в жизни Сергея Юматова стала вторая из них - Ленин из пьесы Михаила Шатрова «Синие кони на красной траве». За несколько лет до владимирской премьеры эту пьесу с шумным успехом поставил Марк Захаров в Ленкоме. Это был дерзкий по тем временам эксперимент — Олег Янковский сыграл Ленина без грима, без привычной внешней «атрибутики», которую все уже знали наизусть (характерные жесты, манеры, знаменитое «батенька!», особенности речи и т. д.). Олег Янковский в спектакле Марка Захарова сыграл Ленина не бронзовым памятником, но и не обёрнутым в глянец неутомимым оптимистом-«самым человечным человеком». Его Ленин казался больным, уставшим, мучающимся от неохватности и подъёмности гигантской махины дел и ответственности за огромную разорённую революцией и войнами страну. Даже те, кто не принял спектакль, восхищались работой Янковского, сумевшего так обаятельно и убедительно отстраниться от традиционного отображения Вождя мирового пролетариата. Актёр играл не реально-бытового Ленина, а его идеи, его романтическое представление в умах людей. Это было новым словом в сценическом искусстве тех лет.
Попытка повторить опыт Марка Захарова и Олега Янковского во Владимирском театре, увы, успехом не увенчалась. Артист крайне трагически это переживал. К тому же руководство театра придумало проводить после каждого спектакля зрительские конференции-диспуты с молодёжной аудиторией. Очевидно, с целью переубеждать непонимающих и несогласных? Удивительно, но именно молодежная аудитория бывает в театре самой консервативной. Мало того – агрессивно-консервативной. В итоге артист, пропускавший все свои роли через сердце, хлебнул со времени премьеры «Синих коней...» такой фунт лиха, наслушавшись от молодых «оппонентов» такой нелицеприятной критики, какой он, успешный и любимый актёр, никогда не слышал да и не мог бы слышать. Воспринимая неудачу спектакля как свой личный провал, С.Н. Юматов в январе 1980 года в возрасте 58 лет неожиданно скончался от обширного инфаркта…
Памяти Сергея Никифоровича Юматова посвящен раздел в музее театра, ведётся изыскательская работа.
В феврале 2016 года легендарному артисту исполнилось бы 95 лет.
Татьяна ЛАВРОВА, театровед, завлит театра
Репертуарный лист С.Н. Юматова
- С. Никитин «Личная жизнь» - Н. Крылов
- А. Чеботарёв «Князь Андрей Боголюбский» - князь Андрей
- М. Дьярфаш «Проснись и пой» - Пишта
- И. Франко «Украденное счастье» - Микола Задорожный
- У. Шекспир «Отелло» - Яго
- К. Гольдони «Хозяйка гостиницы» - Кавалер де Рипафратта
- А. Безуглов, Ю. Кларов «Конец Хитрова рынка» - Горев
- Г. Бокарев «Старевары» - Сартаков
- А. Вампилов «Старший сын» - Сарафанов
- А. Луначарский «Медвежья свадьба» - граф Шеремет
- М. Горький «На дне» - Лука
- М. Шатров «Погода на завтра» - Волошин
- А. Кузнецов «Попытка — не пытка» - Муравин
- Ги де Мопассан «Милый друг» - Вальтер (банкир)
- А Салынский «Долгожданный» - Чередняк
- А. Кристи «Мышеловка» — Паравичини
- В. Распутин «Деньги для Марии» - Евгений Николаевич
- М. Горький «Варвары» - Цыганов
- Я. Волчек «Снятый и назначенный» - Никольский
- М. Шолохов «Поднятая целина» - Лятьевский
- М. Шатров «Именем революции» - В.И. Ленин
- А. Толстой «Царь Фёдор Иоаннович» - Иван Петрович Шуйский
- М. Шатров «Синие кони на красной траве» - В.И. Ленин