ЭКСПРЕСС-ХРОНИКИ
ФЕСТИВАЛЯ ФЕСТИВАЛЕЙ «У ЗОЛОТЫХ ВОРОТ»
ДЕНЬ ВТОРОЙ
17 сентября, вторник
15.00 – на сцене Городского Дворца культуры (малая сцена фестиваля) был показан спектакль «БЕККЕТ», поставленный финским режиссером азербайджанского происхождения Камраном Шахмарданом по двум пьесам основоположника театра абсурда Семюэля Беккета – «Звук шагов» и «Последняя лента Крэппа». Спектакль Кемеровского ордена «Знак Почёта» областного драматического театра им. А.В. Луначарского.
*Гран-при Международного театрального фестиваля White & black» (Финляндия)
Постановщик объединил две пьесы С. Беккета – одну из популярнейших («Последняя лента Крэппа»), другую – из наименее известных («Звук шагов»), поместив персонажей в обитель печали и даже соединив их супружескими узами. Возможно, это психиатрическая лечебница, возможно, - дом престарелых, возможно, и то и другое одновременно. Существует легенда, что Беккет в старости отправил сам себя в богодельню, дабы не отягощать жизнь любимой супруги. И при этом частенько бегал к ней на свидание! Если режиссер спектакля имел в виду именно эту ситуацию, то мы застаем «супругов» в тот отчаянный период жизни, когда на свидание друг к другу они могут убегать лишь в воспоминаниях.
Тексты Беккета могут показаться скучными и однообразными — одно слово, драма без живого действия. В его пьесах нет интриги, они статичны и часто неправдоподобны. И главное, они не ждут от нас сопереживания и соучастия.
В постановке Камрана Шахмардана персонажи, напротив, способны вызвать живое чувство, поскольку и в роли Мэй (народная артистка РФ Лидия Цуканова), и в роли Крэппа (народный артист РФ Евгений Шокин) заняты актеры великолепные. И если Мэй (нежно-трепетная старушка со следами былой красоты с кокетливой бутоньеркой в распущенных седых «локонах») вызывает сочувствие своей болезненной «зачарованностью», заторможенностью, замороженностью, из которой ее тщетно пытается вывести деликатный врач, то Евгений Шокин в «Последней ленте Крэппа» буквально пленяет тончайшим психологическим и, если можно так выразиться, «физиологическим» портретом глубокого старика, ежегодно, в день своего рождения возвращающего себя к счастливым дням цветущей зрелости, когда он совершенно ошибочно ощущал себя «усталым». С годами эта магнитофонная запись, зафиксировавшая в свою очередь сладкое воспоминание о любовной гармонии с Женщиной, с Природой, с самим собой… - стала самой любимой и главной в его жизни. Именно она («коробка три, запись пять») на протяжении оставшихся тридцати лет дает ему силы жить. И наконец, дает ему силы умереть счастливым.
Именно эта идея удалась режиссеру и исполнителям. Возможно, это не совсем «тот Беккет», не в тех привычных, высоких европейских традициях и ритуалах воспроизведенный. Но посмотрев ЭТУ «Последнюю ленту Крэппа», мне кажется, даже совсем молодой и беззаботный зритель способен ощутить великую прелесть и Поэзию Земного Бытия.
Вот так вот пафосно и оптимистично я вчера Беккета познал! Спасибо кемеровцам!
Экс-пресс-хроникёр Антон ГОРЮНОВ