Лучший региональный театр России Звезда театрала 2023 Лауреат премии «Звезда театрала»

 Театральную программу «Пять вечеров с Шекспиром» в рамках фестиваля «У Золотых ворот» продолжает спектакль Русского драматического театра им. Качалова из Казани. Режиссёр Игорь Коняев представляет комедию «Укрощение строптивой» как совершенный карнавал – с буйством красок, пышных костюмов и чистой смеховой стихией без интеллектуальной нагрузки.

ykr_02.JPG

Лаконичная конструкция-портал тотально красного цвета занимает всю сцену и открыта зрительскому взгляду ещё до начала спектакля. Меж красных условных колонн – чёрное полотно с цитатой «Весь мир – театр», увенчанное коронованным скелетом. В целом, похоже на первый кадр кинофильма с названием. «Бедный Йорик», свешивая на полотно свои костлявые ножки, будто лукаво подмигивает из-под короны пустыми глазницами черепа: ну, готовьтесь, ребята!  Когда во главе картинки скелет, а под ним, белым по чёрному, «Весь мир – театр», готовьтесь к средневековому карнавалу. А это тот самый день в году (давний предок Хэллоуина), когда «низ» и «верх» в культуре средневековой Европы меняются местами. Персонифицированная Смерть, шутки «ниже пояса», пёстрость и нелогичность происходящего правят бал. В одной из первых сцен казанского театра, точно в средневековой гравюре на сюжет данс макабр (пляска смерти), замирают актёры Лорда  – здесь тебе и Смерть с косой, и Чума в маске с длинным ужасающим носом, и Рыцарь, и Ангел. Ещё одна отсылка к эстетике средневекового театра, а точнее к жанру моралите, будет подброшена режиссёром в начале второго акта: в проёмах красной декорации появятся слова «гордыня», «гнев», «алчность», «похоть», «зависть» - грехи человеческие, которые в средневековом нравоучительном театре становились действующими лицами.

 «Кружится мир у пьяного в глазах» - этой фразой Вдовы, на которой женится отвергнутый Бьянкой жених, можно ёмко передать атмосферу спектакля. Звуки балканских мотивов мешаются с Besame mucho и попсовым рэпом. Катарину украшает готический грим и причёска в стиле медузы Горгоны. Зрителей в зале пугают всадниками на лошадях из папье-маше и водными пистолетами. «Укрощение строптивой», пожалуй, одна из самых запутанных и метатеатральных пьес Шекспира, в двойной театральной раме и с невероятным количеством путаниц-переодеваний. Зритель смотрит спектакль, который разыгрывают для пьяницы Кристофера Слая, который сам, в свою очередь, - «жертва» розыгрыша-спектакля. И это не Игорь Коняев придумал, это Шекспир. Но довольно скоро вопросы смысла в этом спектакле перестают волновать публику, потому что на сцене просто взрыв красок и откровенно игровой стихии площадного театра.

ykr_03.JPG

А где площадной театр, там и итальянская комедия дель-арте. Заложенные в пьесе намёки на комедию масок воплощены в костюмах и нарочито театральной, почти клоунско-фарсовой игре артистов. Красно-белая свита Петруччо, их собачьи головы и почти акробатическая пластика, жабо и гетры с узорами-ромбами,  пышные многослойные  юбки  дам... В белоснежной Бьянке легко угадывается маска Пьеретты, в старом женихе Гремио – Панталоне, да и сам Петруччо с товарищами – очевидный Арлекин. Актёры гримасничают, говорят не своими голосами, прыгают, падают – в общем, получают откровенное удовольствие от игры и заражают им зрителя. Так мог бы выглядеть диснеевский мультфильм для взрослых. А когда герои появляются в арках-проёмах красной декорации на чёрном фоне – ну, точно колода карт с джокерами, королевами, валетами. Интересно, что к уже известным маскам комедии дель-арте режиссёр добавляет и парочку своих. К примеру, слуга Транио – рэпер в бейсболке, сверкающей стразами. Или в жеманном портном  с невероятной шляпой зрители сразу угадывают Верку Сердючку, в «мадам жене» из розыгрыша Слая – бородатую копию певицы Кончиты Вурст. Режиссёр дарит зрителям радость узнавания в Шекспире персонажей массовой культуры, которые тоже стали своего рода масками комедии современного общества.

Такова «мораль сей басни»: жизнь не просто театр, а бессмысленный, порой, карнавал. Так что остаётся только хлопать в ладоши и самозабвенно подпевать финальной вакханалии «Ай люли да тра-ла-ла-ла». Да и драйв актёров, волной окатывающий зал, не даёт никакого шанса остаться равнодушным. А что ещё нужно от комедии? «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь…». 

Мила Денёва

Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой, Анны Колесовой, Татьяны Шалухиной, Оксаны Соловьёвой, Елены Птагиной, Екатерины Строговой и Константина Федяева.

Купить билеты ➤