12 мая 2015, "Владимирские Ведомости"

Владимирский академический театр драмы не перестает удивлять своих зрителей, выпуская в жизнь новую постановку редкого жанра ‑ моноспектакль «Дайте руку ‑ вот грудная клетка».

Плюс моноспектакля: главный и единственный актер в индивидуальном перфомансе имеет возможность показать себя во всем таланте. Минус моноспектакля: у главного и единственного актера за все время представления не будет ни единой секунды для того, чтобы перевести дух, пока внимание отвлечено на партнеров. Поскольку тут нет никаких партнеров. Моноспектакли играют на одном дыхании. Если это удается ‑ спектакль оживает. Не удается ‑ умирает сразу на старте. В данном случае все удалось. Хотя уверена, что у артиста Горохова эта роль убивает миллионы нервных клеток.

Главные придумщики и создатели новой постановки для малого зала нашего театра ‑ народный артист России Николай Горохов и его ученик режиссер Владимир Кузнецов, на счету которого уже добрый десяток удачных и резонансных спектаклей - от «Собачьего сердца» до «Молодой гвардии». Кстати, в режиссерской практике Кузнецова уже был один классный моноспектакль - «Наташина мечта». Но если в той постановке сюжетная линия просматривается совершенно четко, то здесь нет ни завязки, ни кульминации, ни развязки. Здесь формат прощального концерта, который дает герой, а в нем воплощено неравнодушное, мятущееся сознание каждого талантливого русского поэта.

В целом в спектакле фигурируют три великих имени: Пушкин, Есенин, Маяковский. Именно последний ‑ центральная фигура постановки. Он восхищался двумя другими, но создал свой неповторимый стиль (хотя повторить его не раз пытались). Именно его плакатно-экспрессивные стихи, смиксованные в один стройный ряд из разных поэм, звучат со сцены как лавина. При этом для многих зрителей, уже подзабывших имя Маяковского, уверена, на премьере стало откровением, что общепринятые и актуальные до сих пор крылатые фразы придумал именно он. Кузнецов сказал мне в интервью, что они с Николаем Анатольевичем «давно нашли точку соприкосновения в общей симпатии к этому поэту», оба мечтали создать такую постановку, и так вышло, что подгадали с этим спектаклем к 85-летию со дня смерти Маяковского.

Сценографию Горохов и Кузнецов продумывали тоже вместе, собрав удивительно цельный декор из текстиля, дерева, бумаги, кирпичей и железа и раскрасив все это в бело-красно-черной гамме. Без полутонов ‑ это очень по Маяковскому и по духу времени, в котором он творил. И в котором, отмечает особо режиссер, не боялся говорить правду: «Как дышал, так и говорил».

Если воспринимать Владимира Маяковского с его сомнениями в нужности поэтов поверхностно, то в его творчестве видна только экспрессия. Горохов с Кузнецовым словно стыдят своим спектаклем такое поверхностное восприятие: в их прочтении вся жизнь Маяковского ‑ это одна большая драма. Высокого, громобойного, но оказавшегося невероятно хрупким. Потому и разбившимся...

На самом деле весь этот моно-спектакль при всей своей драматичности ‑ как один большой вопрос к современникам: люди, а нужны ли вам новые гении? Если нужны, то не забывайте прежних. Ведь они любили страну, любили вас и верили в то, что воспевали. Тот же Маяковский при поверхностном восприятии кажется узко «пролетарским, коммунистическим поэтом», потому и не в почете сейчас, в эпоху своеобразного капитализма. Кузнецов с Гороховым против этой формулировки, говорят ‑ он «народный поэт». Но даже если правы не они, согласитесь: вера в пролетариат, в коммунизм намного прекраснее жизни без веры во что бы то ни было. Вот о таких вещах моноспектакль заставляет размышлять даже спустя время после его просмотра.

Автор: Марина Киселева

Источник http://www.vedom.ru/news/2015/05/12/17358-rekviem


Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой и Анны Колесовой, Татьяны Колывановой, Оксаны Соловьёвой.

Купить билеты