Марина Киселева, 11 марта 2011, "Владимирские Ведомости"

                                                            gorohov_01                                      

    «ВВ» уже коротко сообщали о переизбрании на ближайшие пять лет на пост председателя Владимирского отделения Союза театральных деятелей народного артиста России Николая Горохова. Участие в творческих лабораториях и фестивалях, организация юбилеев и бенефисов, материальная поддержка артистов, как действующих, так и пенсионеров, - во всем этом участвует союз... В региональном СТД состоят 83 человека. Честно говоря, переизбрание Горохова на пятый срок застало меня врасплох: за месяц до этого он сказал мне, что предпочел бы больше не переизбираться - «устал» за 20 лет. Так что первый вопрос, который я задала ему после переизбрания, был «почему остались?».
- Потому что увидел доверие к себе со стороны коллег и не мог их подвести, как бы высокопарно это ни звучало. Театр кукол выдвинул мою кандидатуру. И - да, я просто не ожидал, что все 45 членов СТД из Владимирского театра драмы единогласно предложат также мою кандидатуру. По-моему, такого полного единодушия на перевыборах еще не было. И я не мог не согласиться везти этот воз. Хотя это и нелегко, и, кстати, никак не оплачивается... Собственно, театральным делом вообще сейчас заниматься очень непросто. Потому что театр сейчас, к сожалению, находится на периферии внимания чиновников. Особенно театр в провинции. Хотя, может, именно в провинциальных театрах и есть настоящее театральное братство, и порой возникают интереснейшие вещи, которых в той же Москве уже не бывает...
- Почему?
- Потому что слишком многое коммерциализировано. В мегаполисах - особенно. Я не говорю, что зарабатывать деньги в искусстве и на искусстве - это плохо. Но во всем важна мера. Ведь не все и не всегда нужно и можно выставлять на продажу. Так вот - в провинции этой потребности «все продать» пока намного меньше. К счастью... И именно в провинции иногда рождается то, ради чего вообще существует театр. Нужно сохранить эту тонкую, соединяющую нас нить, связь, которая называется «театральное братство». Если государство хочет сохранить театр как своего рода противовес нынешней поп-культуре, то оно должно озаботиться смысловой составляющей театрального творчества. Поддержать проекты и театры, чьи отношения с аудиторией основаны на глубоких содержательных связях. Причем контроль и управление должны быть направлены не на поддержку какой-то определенной формы театрального устройства, а туда, где - независимо от формы - думают о созидательной составляющей своего труда. Если люди театра будут чувствовать себя не неким придатком театральной машины, а силой, чье слово еще не прозвучало, но которого ждут общество и страна, то у сценического искусства есть будущее. Вот это самое главное.
- Николай Анатольевич, и что, наш театр можно назвать противовесом поп-культуре?
- Безусловно. Академический театр драмы - особенно за последние пять лет - сделал очень многое в пространстве России, о нас на самом деле очень хорошо знают в стране. Да и за рубежом. И не случайно именно на территории нашей области в прошлом году прошел такой солидный театральный форум. Здесь же присутствовали лучшие критические театральные умы страны! Поверь мне, все это совсем не дар небес. Мы - театральное сообщество Владимирской области - это заслужили. Под руководством директора Бориса Григорьевича Гунина мы годами с огромным трудом создавали некое благополучие нашего театра, и создали театр, за который реально не стыдно. Владимирский академический театр драмы входит в десятку лучших провинциальных театров России. Вот и хотелось бы, чтобы и чиновники наши обратили на это внимание и помогли удержать на плаву это состояние театра... Лучше осознать вовремя: не будет у нас хорошего театра ‑ многое потеряют и город, и область.
- А что, чиновники внимания не обращают?
- Можно сказать, что тридцать лет не было поддержки. Не выделено ни одной квартиры, например. В итоге молодые артисты, которых мы «растили», обучали, уходят - в другие театры, в другие регионы, туда, где им предлагают жилье... Что в этом хорошего? Молодые актеры - это ведь будущее театра. И что хорошего в том, что так затянулась реконструкция театра кукол? А затянулась она, потому что финансируют ее по остаточному принципу... Что хорошего, что во Владимирской области, где сильный академический театр, интересный театр кукол, до сих пор нет Дома актера?
- Но пусть театры сами зарабатывают. С какой стати государство должно им помогать?
- Сами театры не могут заработать достаточно при нынешнем уровне цен на билеты и постоянно растущих тарифах на коммуналку и ценах на материалы для костюмов и декораций... Да, сегодня мы действительно перешли в некое другое пространство. Но у государства все равно есть обязательства по отношению к театру. И, главное, у него есть потребность в театре. Потому что театр - это сильнейшая кафедра, с которой можно донести до людей по-настоящему важные вещи. И они здесь их действительно услышат и воспримут. Я говорю о нравственной и художественной позиции театрального инструмента.
- И в чем проблема? Только в Доме актера и квартирах?
- Проблема в том, что есть некий разлом в этой среде. А одна из основных причин этого разлома - тотальная бедность актерского сословия. Отсутствие квартир в это понятие тоже входит. И это страшно на самом деле. Ведь театр - ежевечерний ритуал, магия... Зритель приходит к нам, чтобы присоединитьcя к этому великому ритуалу. Но чтобы идти по этой дороге, нам, театральным людям, нужно иметь достоинство. Как говорят, «сокол перед тем, как взлететь, должен стать гордым». Но о каком достоинстве, о какой гордости можно говорить, если работа актеров практически только за еду для себя и семьи все еще считается в порядке вещей? Как можно жить с семьей на несколько тысяч рублей и каждый вечер, скажем, играть Короля? Как? И может ли сколь-либо значимое число актеров быть настолько свободными финансово, чтобы иметь возможность снимать хорошее жилье и качественно одеваться, путешествовать и учить детей? То есть иметь все то, что входит в набор жизненных потребностей менеджера средней руки в небольшой компании. Вопиющая нищета возможностей, тем более у людей публичных - может, мало заметна на уровне конкретных судеб, но бьет в глаза при любом сравнительном анализе. Так о каком будущем можно говорить, если вопросы предоставления хоть какого-то жилья не решаются десятилетиями? Если, кстати, даже старейший областной академический театр - до сих пор не особо ценный объект на территории нашей области?
- Что - серьезно?
- Увы, да. И правление СТД, и администрация театра, и руководители крупнейших федеральных театров страны активно пытались помочь в решении этих вопросов, но пока воз и ныне там. Гастрольная деятельность региональных театров ‑ это вопросы, которые на Владимирщине тоже пока не имеют разрешения. Конечно, вина за это есть и на мне как на председателе, и на всем нашем актерском сообществе. Очевидно, не сумели организоваться, выставить свои условия. Привыкли быть ведомыми и в данном ключе как профессиональное сообщество оказались малосостоятельными. Нам важно сейчас признать это и впредь не повторять таких ошибок. Вот все эти вопросы и предстоит решать новому правлению...



                                                                                                                                               Автор: Марина Киселева

                                                                                                               Источник http://www.vedom.ru/news/2011/03/11/3485-to-radi


Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой и Анны Колесовой, Татьяны Колывановой, Оксаны Соловьёвой.

Купить билеты