Марина КИСИЛЕВА, 21 сентября 2012, "Владимирские Ведомости"

zhizh_01

                                                                                                        Фото: Владимира ЧУЧАДЕЕВА

Московский театр «Ведогонь» представил свою постановку «На дне». Оригинальные декорации из стекла и ломаных геометрических фигур. Ничем не примечательные, подчеркнуто простые серые, черные, иногда белые наряды. Демонстрация персонажами не столько жестокости, сколько надрывной недоброты друг к другу. Именно таким у режиссера, народного артиста России Александра Кузина получился спектакль по одному из самых знаменитых произведений Максима Горького «На дне». В конкурсное состязание Всероссийского театрального форума «Фестиваль фестивалей «У Золотых ворот» вступил московский театр «Ведогонь».
   Примечательно, что увидеть постановку великой пьесы про безрадостность и безысходность жизни человеческого отребья, умного, порой философски настроенного и потому прекрасно понимающего, что оно ‑ отребье, в театр пришло очень много 17-20-летней молодежи. Я поспрашивала, не организованный ли это выход какого-либо учебного заведения, все уверяли, что поход в театр - исключительно их личные порывы. Это, конечно, радует.
   «На дне» - очень непростая для постановки пьеса. Она лишена яркости, смешливости, закрученных интриг ‑ всего того, чем легко зацепить зрителя. Это история образов, конкретных характеров и судеб ‑ опустившихся, обреченных, горьких, сложных, грязных, часто разуверившихся и в себе, и в окружающих. Будто бы уже при жизни попавших в некое чистилище. Поэтому и лаконичность антуража вполне оправдана, ведь здесь главные ‑ люди. Для актеров такой ролевой материал, конечно, манна небесная.
   Честно говоря, меня конкретно этот очень качественно созданный спектакль за живое все-таки не задел, хотя над пьесой я когда-то даже поплакала. Увиденное зрелище показалось мне несколько скучноватым. Отчаяние, на мой взгляд, выглядело недостаточно отчаянным, решимость на поступки ‑ недостаточно решительной, а утешения от странника ‑ недостаточно утешительными. Порой даже какими-то слащавыми... Да и переходы от апатичного состояния к истерикам и скандалам у артистов порой получались слишком уж надрывными. Как будто они чересчур стараются.
Тем не менее поневоле при просмотре все равно задаешься вопросами: а мы-то сами как бы повели себя в положении той же Василисы? или Васьки Пепла? или Клеща? Легко смотреть со стороны и осуждать озлобленного мужика за то, что шпыняет умирающую и так и не увидевшую за свою жизнь ничего хорошего жену. Но ведь это же злость от бессилия ‑ и больше на самого себя. Как не злиться, если у тебя даже на похороны этой самой жены нет денег? А Васька? Он, конечно, вор, прелюбодей и бог знает кто еще, но чем ему промышлять и развлекаться - в самом низу? Либо так, либо спиться, как соседи по ночлежке. Ну а Василиса, активно ненавидящая суетливого и мелочного старого мужа? Все ее отличие от прочих несчастных женщин в подвале лишь в том, что она живет в относительном достатке. Но кроме этого ‑ радости-то никакой. И впереди ‑ сплошная безнадега. И вот тот факт, что героев спектакля нам, зрителям, удается понимать, заставляет меня утверждать, что этот спектакль все-таки получился качественным.
К тому же готова признать, что режиссеру и актерам удалось ярко и наглядно продемонстрировать, как обитатели горьковского «дна» похожи на нас, современных жителей городов. С нашей довольно четкой градацией по статусам, частой «недобростью» в общении, моральной усталостью и задерганностью, перепадами настроения... Ведь и мы можем наорать на мать, мужа, соседа, не дать родственнику денег взаймы. А спустя пару минут ‑ от всего сердца пожалеть совершенно постороннего человека. Или собаку. Или, скажем, убитого в Бенгази американского посла. И будем искренни во всех своих ‑ как отрицательных, так и добрых - порывах.
   Я не зря написала, что роли в таких трагичных и сильных с литературной и психологической стороны спектаклях ‑ манна небесная. Хорошему актеру тут есть где развернуться (даже по большей части покойницкая роль Анны дает очень много простора для исполнителя). Но «недобрать» или «перебрать», низведя историю до балагана, с таким материалом тоже очень легко. «Ведогонь», безусловно, не балаганит, отдаю ему в этом должное. Это хорошая постановка с хорошим исполнением. Но бьющих через край эмоций лично мне не хватило, хотя, казалось бы, вся пьеса состоит из запредельных, часто жестких эмоций.
   Музыкальное сопровождение спектакля ‑ музыка Исаака Шварца.
   Фестиваль фестивалей «У Золотых ворот» продолжается. Ходите в театр и читайте новые рецензии и репортажи в «ВВ».

                                                                                                                     

Автор: Марина КИСИЛЕВА

Источник http://www.vedom.ru/news/2012/09/21/7803-zhizn

                                                                                                                               


Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой и Анны Колесовой, Татьяны Колывановой, Оксаны Соловьёвой.

Купить билеты