Кира Мартова, "Молва", май 2011 г.

       Новая премьера Владимирского академического областного драматического театра – комедия В.Шекспира «Виндзорские насмешницы» - изящно, прямо на глазах у зрителей, телепортировала персонажей средних веков в наше время. 

 Актеры играют пьесу, задуманную режиссером-постановщиком Владимиром Гурфинкелем как трагифарс, точно расшалившиеся дети или сами виндзорцы, решившие вспомнить дела давно минувших дней и себе в удовольствие подшутить над собой в бродячем театре. Вектор всеобщей несерьезности и карнавальных сюрпризов задает уже  появление обнищавшего и полинявшего сердцееда Фальстафа. Он предстает в облике народного артиста РФ интеллигентного Михаила Асафова верзилой с огромным накладным животом-подушкой, в латах, надетых на видавшую виды красную тунику.

  Переводчик пьесы, актер, кандидат химических наук Анатолий Агроскин сделал диалоги героев более динамичными, сохранив аромат двусмысленных шуточек эпохи средневековья. Режиссерская команда погрузила зрителей в волшебно-воздушную ауру действа, сочетав в спектакле элементы балета, акробатики и смелого эклектичного дизайна. При минимуме привычных декораций пространство сцены преображается под воздействием разноцветных прожекторов. Зато два корта – один с песком, другой с водой –  весомо свидетельствуют о материализации во Владимире лесистого пейзажа елизаветинской Англии в местечке с названием Виндзор.

 По ходу пьесы миссис Форд (заслуженная артистка РФ Любовь Гордеева) и миссис Пейдж (актриса Инга Галдина) по-змеиному извиваются в песочнице,  пытаясь закопать в ней свои женские тайны, или устраивая небольшие, но эффектные пыльные фейерверки. Героини и герои мастерски взметают из бассейна крупные бриллиантовые брызги воды почти в зрителей, журчат «вином», выливая в емкость жидкость из кувшинов, и даже пытаются утопиться в импровизированном пруду глубиной по щиколотку. Покрытая ворсом сцена имитирует мох. Доски, вертикально спускающиеся с колосников, под светом прожекторов становятся похожими на деревья. Волшебство усиливает музыка композитора Виталия Истомина.

 Расшалившаяся под руководством режиссера команда бродячих виндзорцев выбрала себе костюмы, наилучшим образом отражающие типовой набор анекдотических примет для карнавальных персонажей, отбросив такие условности, как исторические реалии. Великолепие платьев женщин и комичность мужских облачений  - проект художника-постановщика Ирэны Ярутис. Если Каюс - врач-француз (в его роли гРРРассирует актер Алексей Куликов), то пускай он носит каскетку а-ля Шарль де Голь. Экспансивному, смешно коверкающему выражения эскулапу полагаются стерильно белые бриджи, и кто поспорит с англичанами, что патриотизм их заядлых друзей-французов не доходит до крайностей?  Вот и Каюс не расстается с национальным триколором на длинном древке, причем на белом поле флага нашит красный крест. Под платьями воинственно замышляющих измену замужних дам – подобранные в тон лентам на прическе карикатурно широченные галифе. Такое же исподнее – и на не ведающей преград миссис Куикли, сводне (актриса Анна Лузгина), верхнее платье которой отчасти напоминает костюм египетских фараонов.

 Веселая комедия положений изобилует не только юмором диалогов, но и выкрутасами сценографии. Трепетное объяснение в любви между девицей на выданье Анной, дочкой одной из «насмешниц», и молодым дворянином Фентоном происходит не то на земле, не то на небе – оба они подчеркнуто робко, неловко балансируя на пуантах, выделывают балетные па. Актриса Ирина Жохова, играющая Анну, даже выполняет упражнение «кувырок на бревне». Главный претендент на ее руку Слендер в исполнении Анатолия Шалухина – просто диккеновский Мистер Пиквик в молодости, в красных клетчатых кюлотах, совсем не представляющий - и зачем ему жениться.

 Суматоху усиливают переодевания персонажей. Мужья в платьях тетушек и служанок посрамлены за свою подозрительность. На празднике скользят между деревьями ангелы, нимфы, охотник с рогами оленя на голове (они достались сэру Джону Фальстафу). Под крики в ночном лесу виндзорцы наконец разбираются в путанице обманов и подозрений. Тайком обвенчавшиеся Анна и Фентон появляются в свадебных нарядах точно с картинки из свежего журнала мод. Форд и Пейдж убеждаются, что их жены не столь плохи и решают бросить пить. Сводня Куикли берет в оборот   врача-француза, Слендер быстро утешается, что на Анне женился не он. Фальстаф наказан. Виндзорские шалости владимирского театра публика наградила продолжительной овацией.

 Кира МАРТОВА.


Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой и Анны Колесовой, Татьяны Колывановой, Оксаны Соловьёвой.

Купить билеты