Лучший региональный театр России Звезда театрала 2023 Лауреат премии «Звезда театрала»

 

 
 
 
 
 
Первый мистический: театральный сезон закрылся постановкой «Мастера и Маргариты»

 

Первый спектакль, длящийся два дня, первая постановка бессмертного и загадочного романа Михаила Булгакова труппой Владимирского академического театра драмы и последнее представление предъюбилейного 169-го сезона – всё это о «Мастер и Маргарите», мистической дилогии, как назвали это зрелище его постановщики. Никакой чёрной магии – только волшебство, труд и горячее желание, чтобы амбициозный проект оказался успешным.

Владимир Кузнецов, режиссёр-постановщик, выпускник актёрского курса мэтра Николая Горохова уже обращался к творчеству Михаила Афанасьевича. «Собачье сердце» и «Морфий» - во Владимире, ещё одна постановка булгаковского сюжета на Урале. Экспериментировал режиссёр и с постановкой прозы – спектакль «Раковый корпус. Сосланные навечно» по мотивам произведений Александра Солженицына разделила губернское театральное сообщество на одобряющих и сомневающихся, а актёрам труппы добавила смелости для того, чтобы ломать стереотипы.

Владимир Кузнецов

Премьера в театре – всегда праздник только на взгляд зрителя. А для команды постановщиков и для актёров, задействованных в спектакле, - адреналиновый шторм, который не переждёшь на берегу.

Владимир Кузнецов, оправдывая ожидания журналистов, надеявшихся услышать «эдакое», в стиле нехорошей квартиры, говорил и о чёрных котах с воронами, и о принтерах, глотающих текст, - но это, думается, из суеверия, так, на всякий случай. Ведь дьявола нет, помилуйте, мы с вами взрослые люди.

Но пытаясь разгадать странный сон, приснившийся в разгар репетиций: сам Булгаков предъявил ему счёт, точнее лист с цифрой «5», Владимир допускает, что будет и пятая встреча с творчеством классика. И на всякий случай, исключительно с целью разоблачения всех этих магических штучек, актрису, которая выйдет в роли Маргариты на премьере, Кузнецов «выиграл» в карты. Наталья Демидова и Валерия Емельянова, репетировавшие роль героини легендарного дуэта одинаково успешно, вытянули по карте. Та, кому досталась «старшая», вышла на сцену 6 и 7 июня.

Вот почему на афише – Наташа Демидова, а в спектакле Валерия Емельянова. Так Мастер в исполнении актёра Анатолия Шалухина получил сразу двух муз. Сравнить их зрители смогут уже в октябре, в 170-м сезоне.

«Мастер и Маргарита» во владимирском драмтеатре

Хотя стоит ли сравнивать? Ведь первое, о чём договорились актёры и режиссёр, берясь за постановку – играть не символов, не персонажей, произносящих крылатые фразы, в которые давно превратились строки Булгакова, а живых людей, свою историю.

«Первый звонок, актёрам приготовиться» - в закулисье, в театральных коридорах представление уже началось. Вальяжно продефилировал Бегемот, с котовьей, как и полагается, грацией. Виктор Мотызлевский ещё не знает, что станет после спектакля любимцем мужской части зрительного зала.

«Мне кажется, Кот больше всех устал, у него такие сложные движения», - сочувственно сказал в финале второй части добрый зритель в 12 ряду. Но это станет понятно потом.

Пока же по коридору идёт мессир Воланд, забывший снять маску очаровывающего добродушия. Или это актёр Владимир Лаптев не успел скрыться под маской духа зла и повелителя теней с разными глазами – «правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый - пустой и черный, вроде как узкое игольное ухо»? У него ещё есть полчаса на это.

Шестой прокуратор Иудеи Понтий Пилат, ещё без белого плаща с кровавым под­боем, совсем не шаркающей кавалерийской походкой, а решительным шагом народного артиста РФ Николая Горохова движется к гримёрке, где встретит Иешуа Га-Ноцри, но дискуссии о порядке мироустройства и истине жизни со своим учеником Иваном Антоновым, совершенно не узнаваемым в гриме, мэтр отложит до начала спектакля. Демонический Азазелло пронзает встречных взглядом вурдалака из-под чёрной шапки кудрей, для его исполнителя Михаила Бабаева это 15-й спектакль, как и многие в труппе, он ученик Горохова.

«Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди!» - разрабатывает дикцию огенноволосая искусительница Гелла – Ариадна Брунер, в прошлом году дебютировавшая на владимирской сцене.

На вешалке – бутафорские скелеты, не страшные, похожие скорее на потрепанные выцветшие макинтоши. Даже не верится, что совсем скоро они пустятся в дьявольский пляс на балу у Воланда, дополняя и без того многочисленную массовку, меняющуюся обликом, временем существования, локацией и настроением по задумке режиссёра.

«Мастер и Маргарита» во владимирском драмтеатре
«Мастер и Маргарита» во владимирском драмтеатре
«Мастер и Маргарита» во владимирском драмтеатре

Скоро, совсем скоро станет понятно – для чего все эти странные предметы, причудливые, и в то же время геометрически простые декорации, которые помогут зрителю перемещаться из эпохи в эпоху, не успевая понять, как из московской «ювелиршиной» квартиры он оказался в ненавидимом прокуратором Ершалаиме.

На часах – почти шесть, под часами - зловещий реквизит, крест для смертного распятия. Хочется понять, как это всё соединится здесь и сейчас, на этой сцене…

«Мастер и Маргарита» во владимирском драмтеатре

Подойти и расспросить хоть кого-то не представляется возможным – они уже не здесь.

«Я ещё добавил пепла в роман», - говорит странные фразы Владимир Кузнецов.

Видимо он – об обгоревшей, но не сгорающей рукописи.

«А кто по-вашему главный герой спектакля? Точно, роман, - обезоруженный журналисткой наглостью отвлекается от дел «главный диспетчер» спектакля. – Этот роман любим многими. Но каждый ищет в нём свою историю. Зачем-то Мастер пишет этот роман, зачем-то всходит эта полная луна, приходит эта боль к прокуратору, куда идёт лунная дорога? И финал, когда Мастер не выбирает свет, не выбирает тень, он выбирает покой. Как у Пушкина – есть покой и воля. Творцу нужен покой и свобода. И к этому нужно подвести. Условность театра гарантирует фантазии постановщика безграничный полёт. Техническое оснащение нашего театра сегодня такое, что ни от одного самого смелого замысла не пришлось отказываться. Главное было найти нашу историю в романе и распределить правильно роли. Состав труппы сегодня не ограничивает режиссёра. Вот если бы не совпало, не было исполнителя хотя бы одной роли, не соединялись декорации и музыка, свет и костюмы – спектакль бы не получился».

Булгаковская фантасмагория с «магами, колдунами, проповедниками», пожарами и полётами плохо представляется в канонической постановке. А если учесть, что на спектакли идут зрители, соревнующиеся между собой в количестве прочтений романа, становится понятно: без мистификации не обойтись. «Мастер и Маргарит» прочно обосновался в списке авангардных спектаклей, в какой бы стране его не ставили. Интриги в известном даже школьнику сюжете нет, всем известно, что «убийца – садовник». На театральную постановку романа идут за другим, посмотреть: что ещё они выдумали.

Опытные театралы и просто люди, любящие владимирский драмтеатр, единодушно отмечали, что спектакль, что называется, в тренде театральной моды. И тут же признавались, как органичен в своей роли Николай Горохов. Иногда его прокуратор воспринимается как архитектурный артефакт (простите, Николай Анатольевич), как античная колонна, так он величественен и «вечен, как Рим».

«Мастер и Маргарита» во владимирском драмтеатре

А если вспомнить, что 80% труппы – его ученики, что режиссер – выпускник его школы и большинство партнёров по сцене тоже, и за каждого он волнуется, – тут голова взорвётся, как у реального Пилата. Но ему ли бояться: «Свободного времени было столько, сколько надобно, а гроза будет только к вечеру, и трусость, несомненно, один из самых страшных пороков», - говорил его персонаж в романе.

«Мастер и Маргарита» во владимирском драмтеатре

Специально для тех, кто лет 10 не был в драмтеатре (это не реклама!) – сходите, рискните, это совсем другой театр. Посмотрите на роскошный занавес хотя бы. Но если серьёзно, сценическая площадка театра сегодня может принять самый сложный в техническом плане культурный проект, полностью изменив представление о провинциальной сцене. Современное штанкетное хозяйство позволяет нажатием одной кнопки на компьютере приводить в действие сложные подъёмные механизмы, поднимать тяжёлые софиты, менять пространство сцены. Директор театра Борис Гунин ещё весной, когда актёры только читали сценарий, сообщил секрет, что Маргарита будет летать по-настоящему.

Вращающаяся и опускающаяся сцена словно создана для магических картин, где герои исчезают и появляются ниоткуда, словно иллюзионисты. И уж если об иллюзиях, то и световые эффекты, и декорации работают на них, запутывая, выдавая одно за другое, перемешивая города и эпохи, горячечный бред и внезапные озарения героев. Сказал же Коровьев Маргарите: «Тем, кто хорошо знаком с пятым измерением, ничего не стоит раздвинуть помещение до желательных пределов». Именно так превращается толпа московских обывателей в зловещих персонажей адского бала Воланда, так взлетает под потолок на небесных качелях Маргарита, и не понятно, есть ли под ней опора, или лучи света держат её в воздухе, так стекают с небес струи крови жертв Пилата, падая к его ногам простыми верёвками.

«Мастер и Маргарита» во владимирском драмтеатре

И непонятно в этой игре магических лучей – раздета ли Маргарита в тех сценах, которых многие ждали со смешанным чувством.

«Мастер и Маргарита» во владимирском драмтеатре

А тут ещё музыка – прямо как у Булгакова, бешенный вальс, преследующий героев, или: «оркестр не заиграл, и даже не грянул, и даже не хватил, а именно, по омерзительному выражению кота, урезал какой-то невероятный, ни на что не похожий по развязности своей марш». Вот уж урежут иной раз, так урежут, словно в мозг иголкой.

Художник-постановщик Дмитрий Дробышев, композитор Владимир Брусс, художник по костюмам Татьяна Виданова – команда, сплочённая совместной работой в театре драмы, Владимир Кузнецов полагается на их мастерство. Для художника по свету Тараса Михалевского – это первая работа во Владимире, и 180 спектаклей в портфолио, две номинации на «Золотую Маску».

Вслед за пляшущими лучами света, подчиняясь воле неостановимой музыки пускаются в неистовый неостановимый танец герои спектакля, проговаривая всем телом всё, для чего не нашли слов.

Хореограф из Санкт-Петербурга Анна Закусова уже знакома с владимирским актёрами, это она заставила танцевать героев «Мэри Поппинс».

Насколько сложной была задача – сделать драматических актёров танцующими, пластически выразительными, научить пользоваться телом как инструментом, позволяющим ярче и точнее создавать образ.

«Мастер и Маргарита» во владимирском драмтеатре

Магия карт помогла – Наталья Демидова, хотя и играет в массовке в премьерном спектакле, была чуть свободнее исполнителей главных ролей, так что пришлось ей отвечать за всех:

«Спектакль потребовал огромного поиска, как соединить всё в единую картину. И события самого романа, и то, как это задумывалось воплощать. Для меня этот роман – настольная книга. Но узнав, что я назначена на роль, если честно, я не особо обрадовалась. Все знают – о, булгаковская Маргарита. А кто она – Маргарита? Как играть символ? Хочется сделать настоящий образ, живого человека, хочется дать то, что есть у тебя, свою историю. У каждого же с романом свои отношения. Это как-то тормозило – как говорить всем знакомые фразы, чтобы они были естественными? Какие-то вещи можно выразить пластикой, движением. Анна Александровна, начиная работу с нами зимой, просто учила нас понимать своё тело. Лежать и ощущать всего себя, расслабляться, понимать своё тело, чувствовать, как оно откликается на музыку. Но потом темп репетиций стал очень жёстким, работы было много. И с текстом, и с характерами. Образ Маргариты постепенно стал складываться. И моя Маргарита – это женщина, чья миссия спасти Мастера. Маргарита – это любовь в высоком смысле этого слова».
«Мастер и Маргарита» во владимирском драмтеатре

Среди зрителей были и те, кто держал в руках томик Булгаков. Возможно, чтобы постановщики спектакля оставили на его страницах автографы. Ну не за тем же, чтобы, как Коровьев, произнести знаменитую фразу: «Поздравляю вас, гражданин, соврамши!» Хотя исчезнувшую из текста «осетрину второй свежести» все заметили. Вот брынза позеленелая осталась, а осетрину на сей раз вовсе не завезли в буфет варьете.

Хотя знаменитый сеанс черной магии, во время которого Воланд рассуждает о том, изменились ли москвичи, остался. И голову бедняге Бенгальскому, дедушке нынешних, шоуменов вернули.

«Простить! Простить!» - как в первоисточнике кричали захваченные процессом зрители, прямо как малышня в кукольном театре. А потом кинулись ловить банкноты, полетевшие с балкона. Так же отзывчиво садились зрители в холле перед началом спектакля в импровизированном кабинете нарколога, который «всех вылечит», начиная с Ивана Васильевича,

«Мастер и Маргарита» во владимирском драмтеатре
 
 
Реклама 11

здоровались за лапу с «шариковым», приветствовали героев «Театрального романа».

«Мастер и Маргарита» во владимирском драмтеатре

Всем были рады в коммунальной квартире №50.

«Мастер и Маргарита» во владимирском драмтеатре

Разноплановый и многогранный сюжет романа вместить в один вечер было нереально, вот почему спектакль длился два дня. Купить билет можно было на любую из частей и на обе сразу.

Но как отказаться от истории Маргариты, если ты уже заглянул в душу Мастера?

Актёры признавались, что выдоха, как это бывает, когда спектакль отыграли, не получилось. Как будто антракт затянулся на сутки, а драйв, настрой, нерв – оставались теми же.

«Я не спала всю ночь после первой части. Для меня это было потрясением», – призналась Татьяна Питиримова.
«Мастер и Маргарита» во владимирском драмтеатре

Татьяна Николаевна решила в очередной раз перечитать роман, а у нее дома три книги в разных изданиях, как раз накануне премьеры, - разве не магия? Чтение она отложила, решив, что это усложнит восприятие спектакля.

Александр Волков специально перед премьерой роман не перечитывал, он и без того – в числе главных книг. Любимый роман Александр проиллюстрировал, и даже недавно организовал выставку своих работ.

Александр Волков:

Александр Волков
«Я видел много спектаклей по роману Булгакова, смотрел фильмы. За границей тоже экранизировали «Мастера и Маргариту» по-своему. Спектакль нашего театра мне понравился. Образы Пилата и Воланда – очень хорошие работы Николая Горохова и Владимира Лаптева. Именно такими я их представлял и рисовал. Эмоциональность исполнителей всех ключевых ролей тоже хочу отметить. Трансформация сценического пространства за счёт оригинальных декораций я тоже считаю большой удачей».

Абстрагироваться от первоисточника многим было непросто, всё-таки культовая книга. Особенно сложно пришлось преподавателям литературы. Они ж не только читали роман, но анализировали, разбирали скрытые механизмы, «препарировали» героев. И всё же спектакль – это не роман.

Зрители спектакля «Мастера и Маргариты» во владимирском драмтеатре

Эльвира Альшина преподаёт русский язык и литературу в промышленно-коммерческом лицее:

«Мы посмотрели два разных спектакля. Честно, после просмотра второй части я изменила своё первоначальное мнение о постановке. Стало понятно, что замысел постановщика достигнут. Удалось показать связь времён в сюжете, с честью пройти скользкие моменты. Те современные приёмы, которые использовались, уже применялись в других театрах при постановке «Мастера и Маргариты», но я искренне считаю, что нашему театру удалось сделать достойный спектакль».

Игоря Сидорова из лицея-интерната №1 коллеги представили, как настоящего ценителя театра, знакомого с работой столичных театров:

«Большой плюс этого спектакля в том, что он даёт возможность владимирцам, особенно тем, кто не бывает на постановках в Москве, узнать, что сейчас происходит с языком театра. Приглашение специалистов из других городов – это возможность обмена идеями, новыми постановочными приёмами. Спектакль по стилистике современен, это то, что делают в столице. Репертуар театра сейчас позволяет зрителю делать выбор, и это хорошо. Но своих учеников, прежде чем вести на «Мастера и Маргариту» я подготовлю. Его надо смотреть, прочитав роман, причём досконально. Мне, к примеру, не хватило персонажей, которые не вошли в сценарий».

Ставить классику, и особенно не драматургические произведения, по мнению школьных литераторов – шаг довольно смелый. И они с радостью отмечают удачи. Анастасия Львова из гимназии №35 рада, что спектакль Владимира Кузнецова «Раковый корпус. Сосланные навечно» получил приз зрительских симпатий в 169-м сезоне. Итоги зрительского голосования объявили после премьеры. Лучшими актёрами зрители назвали Андрея Щербинина и Анну Лузгину.

Анастасия Львова:

«Мне нравится, что у Виктора Кузнецова есть собственный почерк, своё лицо. У него специфическая сценография, особое отношение с предметами. В этом спектакле совпало всё: молодая труппа и подходящие типажи, возможности сцены, видение режиссёра. Чувствуется, что над спектаклем работала профессиональная команда. Не эклектика, набранные какие-то фрагменты, а гармоничная работа. Попали в булгаковский текст или нет – это вторично. Но спектакль получился цельным. А слово «цельный» - однокоренное со словом «цель». Выходит, что цель постановщиков достигнута. И я смело поведу на этот спектакль своих учеников.».

Итоги импровизированного круглого стола с владимирскими преподавателями подытожила Надежда Горпинко, педагог гимназии №23:

«Безусловно театральность, которая есть в романе - а он многоаспектный, многогранный – диктует правила. На сцене можно показать то, что мы на уроках не можем представить ученикам. Та связь времён, пересечение сюжетных линий, которые можно одновременно показать зрителям. В оформлении спектакля много красивых вещей: летящий пепел, например. Это символы, которые каждый может расшифровать по-своему. Но всю глубину романа можно постичь, только читая его. И мы своих учеников будем готовить к просмотру спектакля. И, как итог, скажу, что я получила то, что ожидала. На меня падали деньги, и я оказалась живой метафорой, доказательством слов Воланда, что люди как люди - любят деньги, была магия Булгакова, были эмоции. Это очень важно».
«Мастер и Маргарита» во владимирском драмтеатре
«Мастер и Маргарита» во владимирском драмтеатре
«Мастер и Маргарита» во владимирском драмтеатре

*Фото пресс-службы Владимирского академического театра драмы

169-й театральный сезон закрыт. Началу юбилейного 170-го сезон будет предшествовать Всероссийский театральный форум Фестиваля фестивалей «У Золотых ворот», который откроется 18 сентября, и будет сопровождаться множеством сюрпризов. А как иначе – магия театра.

https://kluch.media/materials/pervyy-misticheskiy-teatralnyy-sezon-zakrylsya-postanovkoy-mastera-i-margarity/

 

Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой, Анны Колесовой, Татьяны Шалухиной, Оксаны Соловьёвой, Елены Птагиной, Екатерины Строговой и Константина Федяева.

Купить билеты ➤