"Люблю театр больше чем жизнь,потому что он правдивее"-сказал в своё время Оскар Уайлд.Действительно,каждый актёр,играющий определённую роль,должен прежде всего разобрать ее ,полюбить своего героя или героиню ,понять его ,почувствовать и даже внутренне оправдать его поступки и действия .Одновременно с этим он знает,с кем и как ему придётся взаимодействовать и контактировать :все предписано самой пьесой и задачей ,поставленной режиссёром .И если каждый ,выходящий на сцену,будет профессионалом ,то зрители поверят в достоверность всего происходящего.

Очерк "Леди Макбет Мценского уезда "Лескова -сложное психологическое произведение ,которое исследует природу человеческих страстей и показывает ,как далеко может завести человека одержимость кем-то или чем-то.Можно сказать,что история Катерины Измайловой (так зовут главную героиню очерка)-история гибели человеческой души.Гибели окончательной и безвозвратной.Тем интереснее было для меня решение поставить пластический спектакль по этому произведению.
Определённый зрительский опыт у меня имеется.Я видел спектакль "Мужчина и женщина" во Владимирском драматическом театре,видел спектакль "Яма" по роману Куприна ,где хореографом является Егор Дружинин,в Театре на Малой Бронной,меня не оставил равнодушным пластический спектакль Землянского "Жанна Д'Арк" в театре имени Пушкина и поразила постановка Евгения Кулагина "Шекспир" в "Гоголь-центре",о которой я писал раньше.
И вот я отправляюсь во Владимирский драматический театр,чтобы посмотреть премьеру пластического спектакля "Леди Макбет Мценского уезда ".
Спектакль начинается внезапно и сразу -резко,пронзительно ,остро.Начинается с того,что Катерина Измайлова слышит голоса людей ,осуждающих ее. Каждое слово подобно плевку.Один голос накладывается на другой-возникает ощущение жуткой какофонии.Хочется заткнуть уши и не слышать этих насмешек,сливающихся в некий гул.По сути спектакль начинается с финальной сцены очерка.А последующее действие уже рассказывает то,как и почему героиня пришла к этой точке невозврата.
Не могу не сказать о том,насколько интересны те фрагменты,которые как бы скрепляют спектакль и являются образующими.Народные песни и песни ,стилизованные под народные,организуют действие.Одна из песен становится неким лейтмотивом спектакля.И да,песни исполнены профессионально.Голоса исполнителей глубокие,сильные,идущие изнутри.
Стоит отметить,что в контексте спектакля огромную роль играют народные игры ,которые можно назвать традиционными.И определить границу ,где заканчивается игра и начинается танец , порой весьма проблематично .Да , и имеет ли смысл эту границу искать ?
Звучит рожок , трещётка , жалейка -инструменты ,знакомые каждому русскому человеку по сказкам, которые в детстве читала мама.
На сцене юноши в полотняных портах и холщовых рубахах и девушки в незамысловатых нарядах. Но во всем этом есть своё очарование ,своя эстетика .Эстетика простого . Это близко нам . Это волнует . Это помогает создать атмосферу лесковского очерка.
Декорации предельно просты и опять-таки характеризуют быт уездного купца . На сцене деревянные скамьи ,которые превращаются то в обеденный стол ,то в палати и лежанку ,то в острожные нары - все трансформируется легко и на глазах у зрителей ,что нисколько не отвлекает от основной сюжетной канвы ,а напротив только вызывает ещё больший интерес к спектаклю .Декорации - трансформеры сейчас очень и очень актуальны .И главное - они работают ! 
На сцене много дерева -это и скамьи ,о которых я уже говорил ,это и колодец ,куда по воду приходят девушки Мценского уезда , где встречаются они с местными юношами , это и дощатая тропинка ,по которой уходит вдаль муж Катерины Измайловой...
Детали создают атмосферу - эмалированные ведра ,глиняная посуда . 
Особенно хочется рассказать о сцене ,когда Катерина Измайлова убивает свекра .Решена эта сцена мастерски . Тарелка с отравленной едой перемешается по столу будто сама-собой ,будто по воле злодейки -судьбы ,будто бы по воле рока,и останавливается напротив того человека ,который ,по мнению Катерины ,должен пасть жертвой , ибо он оказывается препятствием на пути всепоглощающей страсти и мешает ей быть счастливой.
Но может быть счастлив человек , заплативший за своё потенциальное счастье такую цену и запятнав свою душу навечно ,нарушив библейскую заповедь "не убий"?!
Сама история Катерины Измайловой и приказчика Сергея решена тонко и трогательно - из интимно-лирической истории она превращается в драму и заканчивается трагедией!Нежно и трогательно сделана сцена их первой близости : возникает ощущение их полного растворения друг в друге -зритель верит в искренность и чистоту их отношений , понимая в то же самое время , что связь их аморальна и греховна . Но вот уже сцена ,которая предшествует трагической развязке - игрушечная лошадка ,сделанная опять-таки из дерева ,лошадка , с которой играет маленький Федя , символизирующая наивность , доверчивость и беззаботность ,брошена на пол . Она прекращает свой путь , как уже несколькими минутами позже прекратит свой жизненный путь и ее хозяин . Сложную гамму чувств за короткий временной промежуток переживает героиня -от нежности и тепла к этому ни в чем не виноватому мальчишке ,с которым ей так весело играть и который называет ее "тётя Катя",любя всем своим чистым детским сердечком , до страха быть оставленной Сергеем ,страсть к которому не затухает ,а только разгорается больше и больше , превращая душу Катерины в пепел , который остаётся после сгоревшего костра . Сергей вынуждает героиню совершить очередное убийство .И на этот раз убийство ребёнка .
Финал повторяет начало -композиция кольцевая . Что получает Катерина Измайлова в итоге ?Насмешки и упрёки! Предательство и издевки!Голоса ,осуждающие ее ,звучат все громче и громче - она видит лица тех , кого убила , они приходят и смотрят ей в глаза .Катерина на грани помешательства , на грани безумия ! Отчаяние и безысходность! Мрак и тьма!
Но у спектакля есть эпилог - размышление о том ,что каждый человече должен прийти к покаянию и что только в покаянии спасение...

Источник https://vk.com/id82773996


Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой и Анны Колесовой, Татьяны Колывановой, Оксаны Соловьёвой.

Купить билеты
Щёлкните, чтобы прослушать. Работает благодаря GSpeech