До Всероссийского театрального форума, Фестиваля фестивалей «У Золотых ворот» осталось

Независимая оценка

 

Помните знаменитого Палочку – учителя русского языка и литературы из сериала «Кадетство»? Конечно, помните! Кстати, сериал до сих пор не сходит с телеэкранов. В 2008 году он был признан лучшим на премиях «Золотой орел» и «Кинонаграды МTV Россия». Лев Михайлович Литвин (Палочка) – это лишь одна из ролей Владимира Лаптева. Всего за его плечами более трехсот ролей в кино и театре и более ста режиссерских постановок. Владимир Лаптев – заслуженный артист Эстонии и заслуженный работник культуры России. Между прочим, знаменитый артист уже 25 лет играет во владимирском театре драмы. В преддверии 170-летнего юбилея нашего театра мы встретились с любимым актером. Владимир Лаптев рассказал об игре на сцене и перед камерой.

 

- Владимир Георгиевич, расскажите о съемочном процессе сериала «Кадетство». Сколько лет шли съемки?

- Как ни странно, фильм идет до сих пор. Съемки проходили в городе Тверь и длились три года. Все происходило в стенах реального суворовского училища. Самым интересное в этом деле отнюдь не процесс съемки, потому что мы люди уже привычные, а общение с артистами. Мы со многими подружились. Молодежь, которая снималась в сериале, не училась актерскому мастерству в театральных вузах. Это ребята с улицы, со школ. Им было интересно с нами, а нам с ними. Мы были уже асы, а они все непосредственные. Сценаристы писали ситуации очень жизненные. По сути, ребята играли самих себя. Уже после выпуска первых серий люди узнавали меня на улицах, в метро, в магазинах. Разговаривали со мной не как с человеком, а как с персонажем. У моего героя было прозвище Палочка. Я играл учителя русского языка и литературы. Мой персонаж был списан с реального человека, правда, это была женщина. Она работала в этом же суворовском училище. Характер персонажа – экспрессивный. Ну, это подходило ко мне. Я понял, что буду играть «Ленина» (Улыбается).

- То есть знаменитые персонажи: Макаров, Сухомлин – их играли обычные мальчишки, без актерского образования, которые прошли определенный кастинг?

- Да, и там был жёсткий отбор! Режиссер Сергей Арланов очень щепетильный. Для него было очень важно, чтобы актер попадал в характер персонажа. Выбор актёров на роль педагогов - тоже большое дело. Можно выбрать артиста, а он по натуре больше шофер, а не педагог. 

- С кем из молодых актеров Вы подружились?

- Вы знаете, со всеми. Они меня очень уважали. Знали меня по театру и по кино. Довольно часто подходили ко мне за советами. Немножечко меня побаивались, потому что я к тому времени вовсю работал в ГИТИСе. Я был доцентом ГИТИСа. Преподавал и выпускал актерские курсы. За всю свою жизнь выпустил 17 наборов студентов.

- В чем главное отличие игры на сцене и перед камерой? 

- В театре я работаю с 1966 года, а в кино с 1968 года, то есть очень давно! В кино нужно играть, как в жизни. В театре приходится работать с другой энергетикой, потому что там нужно выдавать темперамент. В кино его наоборот чаще прячут. На сцене иногда можно подавать себя грубее, а на экране должна быть абсолютная подлинность. Не просто работать на малой сцене, потому что рядом зрители. Я один из родоначальников малой сцены. В театре Маяковского в Москве мы ставили спектакль «Характер» по Шукшину. Зрители в зале сидели буквой «П». Мы играли в этом так называемом квадрате. Было видно, как артисты потели. Зал мог быть так заполнен, что даже некуда было деть реквизит. Тогда мы давали его зрителю, а он потом отдавал его назад.

- Ваши любимые роли в кино и театре?

- Для меня самые интересные роли – это Арбенин в спектакле «Маскарад» по пьесе Лермонтова. Сейчас я играю персонаж по имени Кэбот «Любовь под вязами» по пьесе О'Нила во владимирском академическом театре. Сложный материал, сложная пьеса – почти трагедия. Играл в театре Ленина. Мне нравилось работать в пьесах Шекспира. В общем, я прошел всё – русская, зарубежная классика. Я надеюсь, что самые любимые роли у меня будут дальше. Будущий театральный сезон – юбилейный. Вскоре в нашем театре меня ждёт три больших актерских проекта. Я не буду их называть, чтобы не сглазить, но я уверен, что они состоятся. Я думал, что с годами роли будут убавляться, а они всё прибавляются и прибавляются! Это хорошо! Значит, я в хорошей внешней форме!

- Отличается уровень актерского мастерства в Москве и во Владимире?

- Многое зависит о школы, которую получил артист. Моя школа – Гончаровская. Это ГИТИС при театре Маяковского. Хотя до этого я закончил режиссерский факультет в Улан-Удэ. Потом попал в Москву, в режиссерскую аспирантуру. Но у меня была хорошая школа и в Сибири. У нас преподавали таировцы, вахтанговцы, артисты из МХАТа – те актёры, которые были сосланы в советские времена. Если говорить о качестве, всё зависит от самого человека. Много зависит от режиссёра, который делает спектакль. Вы знаете, очень много талантливых актёров в географически провинциальных театрах. Во Владимире, в частности, в нашем театре, хороших артистов очень много.

- Владимир Георгиевич, если Вы видите, что артист выполняет свою работу некачественно, Вы сделаете ему замечание?

- Артисты тоже люди. Одному можно сказать ласково, другому жёстко. Только договариваться надо на берегу – до того, как состоялась премьера. Суть профессии строится на замечаниях. Прошёл человек на сцене два лишних шага вправо - ему надо сказать, что здесь нужно делать полтора шага. Если кто-то очень обижается, надо идти работать в библиотеку, где тихо и спокойно. Мышки бегают, книжки стоят. (Улыбается).

- Профессия артиста очень нервная?

- Нервная – не то слово! Артист играет на самом себе. Он выбирает из себя тот эмоциональный ряд, который необходим во время той или иной роли. Как правило, прыгает из горячего в холодное, а из холодного в горячее. Есть роли, когда после спектакля буквально ползешь домой. А бывает, что даже главная роль проходит легко. Будучи преподавателем в ГИТИС, я всегда спрашиваю у вновь поступающих, уверены ли они, что им это нужно. Рад, что мой сын не актёр, потому что знаю, что это такое.

- Есть роли, которые Вы не сыграли, но хотели бы?

- Знаете, мне везёт! Попадаются хорошие роли. Я не сыграл Гамлета, хотя в молодости мог бы. На самом деле, у меня ролей было вот сколько (проводит пальцем по горлу). Я играл Гитлера, Дзержинского, Горбачёва в кино. Если не было актёрской работы, я занимался режиссёрской, не было режиссёрской - я преподавал. Если ещё состоятся три будущие роли в юбилейном году, то о чём ещё мечтать! 

- Вам больше по душе актёрская работа или режиссёрская?

- Актёрская! И всё-таки лучше в кино! Я люблю его с детства. Оно меня воспитало. Там есть элементы микропереживания. Иногда крупным планом на экране можно сказать гораздо больше, чем в театре со сцены.

- Наиболее высокое искусство - театр или кино?

- Я думаю, что высшее из искусств – это оперный театр. Я ставил оперы, в частности, «Евгения Онегина». Там всё: музыка, изобразительное искусство, скульптура, артист, звуки, свет. Иногда думаю, почему я не пошёл в оперный театр как режиссёр? Мог бы здорово делать спектакли. (Улыбается).

     

Продолжение беседы с Владимиром Лаптевым ожидайте во второй части нашего интервью. 

https://www.tv-mig.ru/news/eksklyuziv/palochka-25-let-na-stsene-vladimirskogo-dramteatra/

 


Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой и Анны Колесовой, Татьяны Колывановой, Оксаны Соловьёвой.

Купить билеты