17 марта 2017, "Владимирские Ведомости"

 
 
Фото: пресс-службы театра
 
Во Владимирском академическом театре драмы представили новинку репертуара - «Сны Гамлета». Образ Гамлета воистину неисчерпаем ‑ доказано Владимирским академическим театром драмы. В его репертуаре еще с 2015 года с успехом идет «Гамлет» в постановке Петра Орлова с Антоном Карташовым в главной роли. И вот новый характерный перфоманс ‑ от Александра Аладышева, в камерном, но надрывном моноспектакле «Сны Гамлета». Премьера прошла в минувшую субботу на малой сцене театра.

Пьесу о снах датского принца по мотивам бессмертного творения Шекспира написала давний друг нашего театра, драматург и критик Нина Мазур. А за режиссуру взялся один из самых ярких европейских постановщиков литовец Линас Зайкаускас, которого мы тоже хорошо знаем - по владимирским трогательным «Пяти вечерам» и бесподобному «Королю Лиру».

Истинные художники не пишут одинаковых картин. Вот и Зайкаускас ошарашивает кардинально непохожей на то, что мы у него видели раньше, подачей «материала» о мятущемся принце. В спектакле нет привычной нам цепочки «завязка-кульминация-развязка». Вся постановка ‑ один большой эмоциональный, художественно рваный, но мощный монолог. Гамлет у Зайкаускаса ходит в джинсах и пижонском принтованном пиджаке, живет в режиме круглосуточной надрывной пресс-конференции, прерываемой лишь сеансами скайпа (они же - видения), не стесняется вбрасывать в пространство неприличные жесты и, в лучших традициях большинства рок-идолов конца прошлого века, занимается самоуничтожением, опрокидывая в себя литры алкоголя и не выпуская из рук сигарету. Однако общее со всеми остальными театральными Гамлетами у принца «от Аладышева», конечно, есть: он также глубоко несчастен, погружен в собственное отчаяние и не способен прощать ни себя, ни других. И даже советы отцова призрака тут не помогают. Когда боль становится образом жизни, иного не дано. Он тут злой - как тургеневский Базаров, только в кубе. А периодические шекспировские реплики друзей и врагов с экрана скайпа лишь усиливают рвущуюся из героя наружу ярость от бессилия изменить прошлое, настоящее и будущее. Гамлет в этом спектакле, безусловно, хороший человек, но ужиться с ним невозможно ‑ потому что иначе придется со всеми его тараканами в голове за лапку поздороваться. А на это мало кто... Да вообще никто не способен! Потому что в голове принца тараканов не два, не три, а целая бешеная стая. Вот он в итоге и один, как будто переполненный отчаянной решимостью высказать всем «ненавижу» и потом в один момент взять и, например, ухнуть со скалы... Ну, или напиться до смерти. А что? Не так, как у Шекспира, но это тоже яд...

Зайкаускас в «Снах Гамлета» усадил своего актера не просто в вечный онлайн и к микрофонам ‑ он поместил его под ярчайшие софиты, на расстоянии вытянутой руки от нас, зрителей. Так, чтобы каждый мог видеть и натянувшуюся жилку на лбу Аладышева, и его дергающиеся пальцы, и влажные сияющие глаза. Выглядел весь этот сюр и жутко, и прекрасно: Александр ведь очень хороший актер. Так что странное послевкусие от этих «Снов Гамлета» я тоже отношу на его счет. Представляю, как ему было сложно: в таком соло нет ни секунды, чтобы перевести дух, потому что за партнерами не спрятаться.

«Сны Гамлета» - необычный спектакль. Кого-то он впечатлит со знаком «плюс», кого-то со знаком «минус», но равнодушным точно не оставит. Однако мой совет потенциальным зрителям: до просмотра если не драму Шекспира, то хотя бы краткий синопсис истории Гамлета прочтите. Так вам же будет интереснее.

 

 


Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой и Анны Колесовой, Татьяны Колывановой, Оксаны Соловьёвой.

Купить билеты