23 сентября  2014, "Владимирские Ведомости"

Два года назад на втором по счету фестивале фестивалей «У Золотых ворот» народная артистка России Евгения Симонова возглавила жюри, чем придала форуму если не новый статус, то совершенно новый шарм. Во время этого интервью я сказала ей, что не нашла в Интернете о Симоновой ни одной гадкой сплетни («О Вас пишут, как о Мерил Стрип - только уважительно, - даже самые «желтые» СМИ»), Евгения Павловна рассмеялась: «Неслабое сравнение». И призналась, что не читает о себе в Интернете. И даже на сайты, посвященные Евгении Симоновой, Евгения Симонова не заходит: «Я все о себе знаю. И потом, не люблю читать о себе. Ненавижу разглядывать свои фотографии. У меня это все какое-то ужасное чувство вызывает... Даже свои фильмы смотреть стала совсем недавно».

- Евгения Павловна, остается у председателя жюри время осматривать Владимир?

- Конечно. Я все время здесь хожу. Но вообще я много раз бывала во Владимире. Впервые ‑ еще школьницей.

- А есть обязательное для посещения место?

- Дмитриевский собор, он мне снится. Я сегодня подходила к нему ‑ напитаться, наглядеться на него. И потом, там такой красивый путь вдоль стен монастыря. Или если идти к Успенскому собору. Маленькие церкви в переулках... Очень красиво. В этот раз впервые побывала в Патриаршем саду.

- Вы уже второй раз поддерживаете своим именем фестиваль фестивалей «У Золотых ворот». Это уже точно не случайный выбор?

- Не случайный. Я была на нескольких театральных фестивалях, в том числе на международном фестивале в Эдинбурге. Так что есть с чем сравнивать. Форум «У Золотых ворот» - совершенно особенный по идее, по атмосфере. В этом большая заслуга директора вашего театра Бориса Григорьевича Гунина. Конечно, он не один ‑ у него прекрасная команда соратников, замечательная, сильная, талантливая труппа. Когда я попала на этот фестиваль два года назад, то была все эти дни совершенно счастлива. И два года мечтала снова приехать на этот форум. Мне интересен принцип отбора участников ‑ это уже прекрасно зарекомендовавшие себя спектакли, побеждавшие на серьезных фестивалях. Так что уровень априори высокий. Разнообразная география. И совершенно потрясающая идея - после каждого спектакля жюри и участникам вечернего спектакля собираться в одном пространстве. Этакая акция благодарности актерам и авторам спектакля. А какие замечательные капустники показывают актеры Владимирского театра каждый день перед каждым спектаклем и после него! Я просто восхищаюсь Владимиром Кузнецовым и Любовью Гордеевой, которые так талантливо ставят эти номера! Это колоссальный труд. Так что я снова счастлива быть на этом фестивале.

- Но ведь это работа ‑ в жюри. Одно дело быть просто зрителем, отдыхать на спектакле, совсем другое ‑ при просмотре обдумывать оценку и ее обоснования...

- Да, это разные вещи. Но я в принципе люблю смотреть спектакли. Для меня это большое удовольствие. Если сравнивать, что я люблю больше ‑ смотреть или сама быть на сцене, еще вопрос, что бы я выбрала. Очень люблю все это. И когда езжу на съемки или с гастролями по разным городам, обязательно стараюсь побывать в местном театре. А в данном случае я нахожусь в прекрасном городе Владимире и наблюдаю здесь широчайшую палитру театральной России.

- Некоторые известные актеры и режиссеры считают, что никогда провинциальные театры не сравнятся со столичными.

- Это смотря какой спектакль столичного театра и смотря какой спектакль театра провинциального. У меня на этот счет нет никаких иллюзий. Я в Москве видела большое количество спектаклей низкого уровня, которые в принципе нельзя назвать столичными спектаклями, хотя их и показывают на площадках в центре Москвы.

- Два года назад на нашем форуме с некоторых спектаклей зрители уходили. А ведь участники ‑ победители фестивалей. Почему так?

- По-моему, уходили очень мало. И я только один спектакль могла бы назвать слабым. Но лично я никогда в театре со спектакля не ухожу. Даже если он мне не нравится, даже если я возмущена до глубины души. Не ухожу не только из уважения и понимания того, что чувствуют артисты. Во-первых, часто бывает, что смотришь ‑ ужас-ужас, а потом вдруг ‑ такая сцена! Этого может и не произойти, но тогда, досмотрев до конца, ты с полным правом можешь выносить свое мнение. Во-вторых, я знаю, что все это воспринимается очень индивидуально. Владимир Портнов, мой учитель, один из первых режиссеров, с кем я работала на профессиональной сцене, сказал мне как-то: «Женя, если тебе не нравится, это не значит, что это плохо». Это когда я громила с пылом юности какой-то очередной спектакль. Он меня мощно осадил, и я запомнила это навсегда. Истиной в последней инстанции себя никогда не считала.

- Но вы в жюри. Вам приходится судить.

- Да, это сложный момент. Вообще не люблю конкурсы. Это же театр, а не бег наперегонки. В творчестве все сложнее. И оценки могут быть только субъективными. Например, были с подругой в одном театре. Я там зевала на спектакле. Вся извелась и сидела из последних сил. А она заплаканная вышла... Два акта прорыдала. Но вот вчера смотрела внеконкурсный спектакль японского театра - чеховскую «Чайку». Я сама в ней когда-то играла. Провалилась с треском. Было безумно интересно увидеть иное прочтение. Маленькое помещение ‑ в ОДРИ, хронометраж в три раза короче, японские актеры. Но это был абсолютный Чехов! И на монологе четвертого акта я заплакала. А вечером питерский театр ‑ молодая труппа с «Ромео и Джульеттой». Для меня это был абсолютный Шекспир! Там замечательный режиссер Галина Жданова, очень талантливая. Я действительно смотрела с восхищением на работу этой молодой труппы.

Вообще считаю, что театр - во многом дело молодых. Это так привлекательно. Такой в них восторг, бьющая через край энергия! Мне, например, в одном из моих спектаклей надо пробежать через всю сцену, но я делаю это с усилием и понимаю, что зрители его видят. А тут - полет молодых, они стремительно, ласточками, носятся без единого усилия. А еще они свободны от всего, в том числе от авторитетов. Так что пришли мы вечером обсуждать с ними их работу, а я думала: ну что я им сейчас буду говорить? Кто я для них? Меня помнят по моим старым фильмам. Вряд ли они их видели. Вряд ли они видели мои последние спектакли в театре. В этом абсолютно нет ничего страшного - отсутствие пиетета дает свободу изобретать самим. Поэтому они такие свободные, творческие и талантливые. Поэтому они мне очень интересны.

- Как-то в вас слишком много скромности.

- Скромность тут ни при чем. Я правда люблю молодых. Они сейчас в хорошем смысле немного циничные. Но не только. У лучших представителей молодежи хватает всех интересных и хороших качеств. Конечно, юное и молодое поколение очень неоднородное. Но вчерашние петербуржцы... Знаете, я никогда не жалела о молодости. Знаете, как говорят ‑ ах, где мои 18 лет! Я прожила счастливую длинную жизнь, наполненную всяческими профессиональными и личными событиями. Так что у меня ощущение наполненной жизни. Жалеть в этом смысле не о чем. Но тут я увидела, с какой легкостью они двигаются. Какая в них заложена сумасшедшая свобода. Мы были куда более зажатыми внутренне и физически.

- Так вы им ничего не сказали на обсуждении после спектакля?

- Сказала. Что чувствовала. Борис Григорьевич настоял. И я поняла, что он прав. Потому что, несмотря на то, что они так молоды и уверены в себе, они все равно сомневаются. Им нужно признание, им нужно одобрение, даже если сами они отчетливо этого не осознают. Я это знаю по своему 15-летнему внуку. Ему большую часть времени никакого одобрения, никаких нежностей категорически не надо. А потом вдруг в какой-то момент подойдет и обнимет сам. Потому что поддержка, одобрение ‑ это то, в чем нуждается каждый из нас. А молодые, талантливые - особенно, потому что в них намного больше сомнений.

- Евгения Павловна, как к социальным сетям относитесь?

- Я в них не хожу. Я и без них в хорошем смысле задыхаюсь от своих сетей, в реальной жизни. У меня большой круг общения. Знаете, как я готовлюсь к Новому году? Примерно с октября, иначе не успею, начинаю писать списки тех, кого надо поздравить. Часто до 100 человек доходит. Всем надо купить подарки. Всем разные. Всем развезти. Но я это безумно люблю, если на это есть время. Подарки раскладываю на рояле. Подписываю поздравления. Потом начинаю упаковывать по ночам. Обожаю упаковывать! Покупаю огромное количество этой специальной бумаги. Приклеиваю, украшаю. Потом все это начинаю развозить...

- Подарки родне и друзьям?

- Родне. Друзьям. Сослуживцам. Например, по театру Маяковского. Дежурная в подъезде. Костюмерный цех. Обувной цех. Я столько лет работаю в этом театре, и, конечно, со всеми дружу. А последние три года еще и с «Современником» сотрудничаю. Так что и туда подарки готовлю. Знаете, как приятно раскладывать их по гримеркам?

- А бывало так: вы развезли подарки, вам стали приходить алаверды. И вдруг ‑ подарок от человека, которого вы поздравить забыли?

- Нет, но так бывает с днями рождения. Потому что, как я уже сказала, круг общения очень широкий. Я ставлю в телефон напоминания, но все равно казусы случаются. Отдыхаешь, например, и прямо простреливает: ох! Сегодня ‑ 19-е, а день рождения был 16-го! Вот это для меня очень страшно.

 

P.S. Фестиваль фестивалей «У Золотых ворот» продолжается. Не пропустите!

Автор: Марина Киселева

Источник http://www.vedom.ru/news/2014/09/23/15175-narodnaya


Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой и Анны Колесовой, Татьяны Колывановой, Оксаны Соловьёвой.

Купить билеты