Участь владимирского зрителя - Владимирский академический театр драмы
 

До Всероссийского театрального форума, Фестиваля фестивалей «У Золотых ворот» осталось

Независимая оценка

17 сентября  2014, "За Владимир"

Вчера во Владимире начал свою работу III Всероссийский театральный форум-фестиваль «У Золотых ворот». На этот раз его программа отличается суперконцептуальностью.

Ее основное наполнение — трагедии, психологические драмы, трагифарсы и философские притчи, привезенные театрами Москвы, Санкт-Петербурга, Калуги, Новгорода, Липецка, Кемерово, Каменск-Уральска, Владикавказа, Норильска, Ярославля, Дзержинска, Пензы, Мичуринска и даже Киото (Япония). Все эти спектакли уже стали победителями других театральных форумов.

Открыл программу спектакль почетного гостя фестиваля Российского академического молодежного театра «Участь Электры» по пьесе Ю. О`Нила. Такое начало — настоящий вызов для тех зрителей, которые ходят в театр развлекаться.

Объявленной повесткой дня устроители фестиваля фактически заявили, что ждут от публики серьезной подготовки и активного осмысления происходящего на сцене. Как правило, жюри выстраивает программу очень вдумчиво, в ней всё не случайно, и если в качестве камертона театрального форума выбрана трагедия, то можно предположить, что дальше развитие пойдет по нарастающей. Трагическое начало требует логического продолжения и соответствия замыслу.

Возможно, именно поэтому церемония открытия фестиваля была более чем скромной, при этом вице-губернатор Михаил Колков от имени публики опрометчиво заверил жюри, что «владимирский зритель, как никакой другой, готов воспринимать эксперименты».

 

Среди нововведений форума – розыгрыш не только главного приза – «шапки Мономаха», но и сертификатов телеканала «Театр» на организацию съемок лучших спектаклей. Первый сертификат на 40-минутное интервью о судьбах российской сцены был вручен директору нашего театра Борису Гунину.

Ну, а теперь о спектакле «Участь Электры». Пьеса Ю. О`Нила была не знакома большей части владимирских зрителей, как, впрочем, и московских. Как выяснилось позднее, она впервые поставлена в России именно худруком РАМТа Алексеем Бородиным, склонным к масштабным экспериментам. Например, в этой пьесе заняты 20 актеров и идет она 3,5 часа с двумя антрактами. Одна из предыдущих постановок – «Отверженные» по книге В. Гюго – шла два дня.

При всей новизне материала его жанровая предсказуемость не создала необходимого для публики напряжения сюжета. Всё стало ясно в первые 15 минут. Открытым оставался лишь вопрос, каким способом покинут этот мир герои  пьесы – прОклятое богом семейство Мэннонов. Очевидно, поэтому после первого действия зал без боя оставила треть зрителей, а амфитеатр плавно перетек в партер. Неторопливое разворачивание экспозиции пьесы, подсурдиненные страсти (нельзя же их рвать в клочья все три действия), монохромные цвета декораций (даже американский флаг был серо-белым), первобытная тьма (вечная ночь) словно останавливали действие, отдаляли и максимально замедляли его.

Тем не менее гладко обкатанный временем каркас трагедии и архетипы главных героев позволили Алексею Бородину во всю мощь проявить талант постановщика и привлечь к реализации своей идеи не менее выдающегося сценографа Станислава Бенедиктова. Выстроенность декораций, продуманность музыкально-звуковой партитуры, деталей интерьера, костюмов героев, цветовая и световая гамма постановки потрясали.

Так, в согласии с чувствами героинь ненадолго вспыхивали зеленым цветом — цветом жизни —  их наряды, а смерть, постепенно лишавшая обитателей дома надежды на избавление от родового проклятья, окрашивала в черный даже цветы в саду.

Особенно сильное впечатление произвел главный, пожалуй, персонаж спектакля – особняк семейства Мэннонов, похожий то ли на полуразрушенный термитник, то ли на военный мемориал, высеченный в граните. Дом с его фамильными тайнами и портретами суровых предков на стенах навязывал героям их поступки. Построенный на крови, он заманивал в ловушки, завораживал семейными легендами, услужливо подсказывал фатальные решения. При этом сама декорация дома-трансформера, расположенная на поворотном круге, раскрывалась перед зрителями все новыми и новыми гранями, темными углами, потайными лестницами и переходами.

Спектакль получился безусловно режиссерским. Актеры работали в строго установленных постановщиком рамках, точно соблюдали рисунок роли, явно сдерживали свой темперамент и тем самым обедняли эмоциональное пространство спектакля, буквально заставляя страдать зрителей. Но такова уж их участь, предначертанная демиургом!

Отточенность мысли постановщика и интеллектуальность его посылов нашли горячий отклик у владимирских эстетов, а публике, как воздуха, не хватило открытой энергетики, зрительных контактов, импровизационной свободы и банального накала страстей, который время от времени все же прорывался электрическими разрядами зависшей над домом луны.

Елизавета Устинова

Источник  http://zavladimir.ru/?p=21409


Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой и Анны Колесовой, Татьяны Колывановой, Оксаны Соловьёвой.

Купить билеты