20 сентября  2014, "За Владимир"

У каждого театра своя аура. У Калужской драмы она светлая. Согревающая души, как солнце. Почему? Хороший вопрос.

Все спектакли этого театра, привезенные во Владимир, запомнились бьющей через край харизматичностью, подкупающей искренностью, нерассудочной любовью к создаваемым образам, честностью и какой-то вызывающей, на фоне работ коллег из других театров, мастеровитостью – петь так петь, танцевать так танцевать, музицировать так музицировать, по-настоящему, без дураков. И все это несмотря на разновозрастную труппу. Но, как мы уже успели убедиться ранее, в калужской драме юношеским задором отличаются даже старики. Они не забронзовели. Им не зазорно поёрничать, выкинуть коленце, подтрунить над молодежью.

Показанный во Владимире «Дом восходящего солнца», созданный ушедшим из жизни в мае этого года режиссёром театра Александром Плетнёвым по мотивам киноповести Гарика Сукачёва и произведений Александра Вампилова, поставленные им же «Плоды просвещения» по пьесе Льва Толстого хранятся в том уголке моей памяти, где я держу самые приятные, самые теплые воспоминания. И притчу болгарского драматурга Йордана Радичкова «Попытка полёта» я шла смотреть с особым настроем. Предвкушала славянские мотивы и непременные, проникнутые актуальностью момента обобщения и аллюзии.

Портрет покойного режиссёра стоял на сцене в чёрной раме. Привезенную калужанами работу ставил он, и пьеса воспринималась как его прощальное письмо, как его напутствие зрителям.

Свой спектакль, обычно идущий в двух действиях с одним антрактом, калужский театр – в пику трехчастному спектаклю гостя фестиваля фестивалей РАМТу – показал без перерыва. Благодаря такому подходу спектакль прошелестел над головами зрителей, как ветер над Балканами. Очарованные завораживающей красотой происходящего на сцене действа (сцена-подиум, необычные этнические костюмы, выбранный для них  белый  цвет, проецируемый на экран видеоряд, создающий иллюзию полета), старшеклассники то и дело фиксировали самые яркие моменты на планшеты и телефоны.

Пьеса Радичкова о том, как во вторую мировую жители одного из горных болгарских хуторов, увидев в небе заблудившийся аэростат, решили на нем полетать, и о том, чем это для них кончилось. Но, как все притчи, пьеса эта начинена множеством смыслов, и каждый из зрителей был волен считывать свой собственный, актуальный для него самого смысловой ряд.

Наиболее значимой для меня стала тема славянства, тема судьбы восточной цивилизации. Она возникла, когда ветер понес аэростат с повисшими на его веревках крестьянами над Балканами и они увидели внизу не только свата одного из героев, который кроме тыквы, поросенка и тяпки ничего не замечает, но и всю Болгарию, Румынию, Сербию, Грецию и Турцию.

- Ребята, не надо с соседями в пререкания вступать, - назидательно сказал учитель Киро вступившим в перебранку с сербами односельчанам. — Коли ты выше Балкан, не могут соседи тебя не заметить и тебе не позавидовать!

Тема славянства получила мощную музыкальную поддержку. Включенные в музыкальное сопровождение спектакля саундтреки и песни Горана Бреговича в живом исполнении весьма повысили эмоциональный градус спектакля, а кульминацией стала песня о славянском единстве из репертуара «Zdob și Zdub» — «Ранним утром на рассвете стаи туч разгонит ветер. Где реки, горы и поля, здесь наша рОдная земля».

Вот таким, непосредственным, берущим за душу, понятным всем и каждому, но таким идеальным, а потому неосуществимым для сегодняшнего мира, получилось послание Александра Плетнёва отдельным людям и целым народам. Если бы все политические конфликты разрешались на театральной сцене, мы давно жили бы в мире и согласии.

Елизавета Устинова

Источник http://zavladimir.ru/?p=21479


Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой и Анны Колесовой, Татьяны Колывановой, Оксаны Соловьёвой.

Купить билеты