23 сентября  2014, "За Владимир"

Спектакль о том, с кем можно познакомиться у могилы жены и чем это может закончиться.

Постановка Льва Стукалова (Санкт-Петербургский «Наш театр») заявлена на афишах как «грустная комедия». Сложный жанр, ведь нет ничего труднее, чем заставить смеяться над серьезным. Но это определение «грустная комедия» подходит и к жизни, которая, как известно, повсеместно соединяет высокое с низким, середины – нет. Так и минималистистическое оформление сцены представляет собой полосу ткани, изображающую дорожку с земли на небо.

Гальперн только что похоронил жену и ведет с ней последний разговор на краю могилы, а Джонсон приходит туда со скромным букетом. Они не знакомы, и спектакль – это и есть их развертывающееся знакомство друг с другом и собственным прошлым. Предсказуемо герои оказываются противоположностями. Один – работящий, грубоватый, приземистый мужичок в кепке и подтяжках. Второй – худощавый и интеллигентный любитель оперы в бабочке. Предсказуемо их объединяет то, что полвека они любили одну женщину, жену Гальперна – Флоранс. И если Джонсон знал о муже, то последний о втором даже не догадывался.

Публика любит подобные сюжеты. Ведь они обещают, что в тихом омуте обычного и потертого однообразием существования живет оправдывающая его тайна.  Гальперн уверенно стоит на ногах, знает жизнь и ее законы, а жену за пятьдесят лет выучил наизусть, как их прошлое, настоящее и даже будущее. И вдруг появляется Джонсон, и  оказывается, что история может измениться и после своего окончания. Его жена на протяжении пятидесяти лет поддерживала пусть странные,  но очень близкие отношения с другим. Они встречались в кафе и говорили обо всем, например, о политике и опере. Гальперн уверен, что это была не его жена, ведь она никогда не интересовалась и совсем не разбиралась ни в том, ни в другом. Но это была Флоранс.

У Гальперна теперь нет ни предсказуемого будущего, ни привычного прошлого. Близкий человек ускользнул из жизни неразгаданным. Ложные представления о жене оказались сколь живучи, столь и удобны. Догадка, что не досмотрел, упустил, пропустил что-то важное о том, с кем провел рядом десятилетия, подкрадывается к каждому. Поэтому спектакль оказывается утешительным зрелищем для публики. И это одновременно его самая сильная и слабая сторона. Постановка нарочито хочет понравиться зрителю. Она кокетничает, притворяется дурочкой и подмигивает залу сомнительными шутками. Быть может это и есть кратчайший путь к зрительскому успеху, но смысл его прохождения все же определяется не простотой, а тем, что остается в конце. В конце спектакля остается хорошее настроение и искупляющая мысль, что, оказывается, лень души может называться любовью.

Спектакль мог бы стать объемнее и сложнее, но не стал. При этом остался постановкой с точно скроенной сценографией Марины Еремейчевой и двумя крепко сбитыми актерскими работами ­– заслуженного артиста России Дмитрия Лебедева и Сергея Романюка.  Диалоги запоминаются, ведь ведутся они на краю – на краю могилы, истории и жизни.

И хотя спектакль себя упрощает, он все-таки дает ответ на вопрос, с кем можно познакомиться на похоронах жены. Познакомиться можно с собой, как, впрочем, в любое другое время. Ведь без этого не бывает настоящего знакомства с другими и жизнью.

Анна Решкова

Источник http://zavladimir.ru/?p=21545


Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой и Анны Колесовой, Татьяны Колывановой, Оксаны Соловьёвой.

Купить билеты