У Золотых ворот 2012

Всероссийский театральный форум Фестиваль Фестивалей «У Золотых ворот»  

«Золотые лекции У золотых ворот»

Заявка на участие в презентации фестиваля в рамках Большой международной театральной лаборатории Всероссийского конкурса (26-28 сентября 2012 года).

162-й сезон начинался для Владимирского академического театра драмы необычно. Ко всему происходившему подходило слово «впервые». Впервые  театральный фестиваль «У Золотых ворот» собрал у себя лучшие спектакли России и ближнего зарубежья.  11 театров привезли в наш город постановки, которые уже были участниками театральных фестивалей и получили там награды.
Впервые в России в рамках форума «У Золотых ворот» проводился конкурс на лучший театральный фестиваль. 10 престижнейших российских театральных форумов боролись за право быть первыми. Несмотря на то, что это новшество в российской театральной жизни, - конкурс обещает стать традиционным.
Впервые владимирский зритель, не покидая родной город, смог за две недели посмотреть спектакли Москвы и Питера, Красноярска и Калуги, Новосибирска, Перми, Белгорода и Кудымкара, Минска и Ульяновска.
Впервые во Владимире прошел Всероссийский открытый научно-практический симпозиум «Театр России. Исследования. Опыт. Новации». На форуме шла работа по аналитическому осмыслению современного театрального процесса ведущими учеными и специалистами-профессионалами театрального дела. Были подняты темы роли и места театра в современном социально-культурном пространстве России. Театроведы, актеры, режиссеры, театральные педагоги размышляли о сценическом  искусстве и об актуальных проблемах театральной жизни.
Подготовка  к театральному форуму началась еще за год до фестиваля. Продумано было все до мелочей, разосланы приглашения и условия для участников. Театры всей страны боролись за право представить свои лучшие спектакли на фестивале. Лучшие из лучших приехали во Владимир, чтобы  завоевать   единственный и главный приз – уникальную работу мастеров Гусь-Хрустального -  хрустальную шапку Мономаха, выполненную с особым мастерством и в «натуральную величину».
Каждый спектакль – участник форума "У Золотых ворот"  - уже снискал награды и одобрительные отзывы критиков. Каждый театр, приехавший на фестиваль, - по-своему уникален.  Программа фестиваля продемонстрировала щирокий спектр и  диапазон театральных школ, манер и стилей, существующих сейчас на пост-советском театральном пространстве.  Мы познакомились со сценическим «андеграундом» и «авангардом», получили представление о том, чем живет и как развивается  нынешний «традиционный русский психологический  театр».
Каждый день – новый спектакль. Марафон для любителей театра нелегкий, но незабываемо прекрасный. Чехов в современном прочтении (спектакль «Пять пудов любви» по пьесе «Чайка») Новосибирского театра «Старый дом» - и Чехов привычный   (спектакль «Три сестры» Ульяновского драматического театра). Островский («Правда хорошо, а счастье лучше») в классический постановке главного театра Белоруссии, неизвестная пьеса Толстого в интерпретации Белгородского академического драматического (спектакль «Завороженное семейство») - и бытовой трагизм Н. Коляды в работе Коми-Пермяцкого театра «Уйди-уйди»…
В первый же вечер на сцене - долгожданный Малый театр, почетный гость фестиваля. Друзья владимирского театра, московские звезды привезли спектакль "Горе от ума" по комедии А.С.Грибоедова. Теплая, проникновенная трактовка образа Фамусова народным артистом СССР Юрием Соломиным  вызывает искренний отклик зала и гром аплодисментов. И пусть спектакль не входит в конкурсную программу, он задает высокую планку для каждого участника конкурса.
Признанная культурная столица России – Санкт-Петербург – откомандировала во Владимир лирический, щемящий и нежный спектакль «Старосветские помещики» по Н. Гоголю. А далекий Красноярск вынес на суд  спектакль для молодых и о молодых – жесткую, острую, полемичную, предельно насыщенную визуально постановку «Собаки Якудза» по пьесе Ю.Клавдиева.
Заметно выступил на фестивале и хозяин – Владимирский драматический театр. В конкурсную программу форума спектакль «Василий Теркин» не входил, но критикам понравился, и даже, по их мнению, мог бы претендовать на победу.
Выбирало победителей на фестивале компетентное жюри из театральных критиков. Но немаловажным критерием в оценке спектаклей стала  реакция зрителей, получивших возможность из лучшего выбирать лучшее и смотреть самые яркие российские премьеры. Приятным открытием и незабываемым воспоминанием для владимирских театралов стали «Калека с Инишмана» Пермского театра «У Моста» и «Дом восходящего солнца» Калужского драматического театра – спектакли разные, но одинаково заставившие зрителя, затаив дыхание, искренне сопереживать и  эмоционально соучаствовать в происходящем на сцене. Именно эти спектакли и вышли в лидеры зрительского голосования. Хотя критики – рассудили иначе.
Хрустальная шапка Мономаха досталась спектаклю Белгородского драматического театра «Завороженное семейство». А в конкурсе фестивалей главный приз получил Международный театральный фестиваль «Мелиховская весна».

Город Владимир передал корону Российской театральной империи ее первому обладателю. Однако финал праздника дает старт подготовке к новому празднику. Состоится он через полтора года – в 164-м театральном сезоне.

Светлана ИГНАТОВА

25 сентября, суббота (вечер)   

Так уж сложилась фестивальная афиша, что два спектакля – «Правда хорошо, а счастье лучше» по А.Н.Островскому (Минский Национальный академический театр, почётный гость) и «Три сестры» А.П.Чехова Ульяновского государственного театра драмы им. И.А.Гончарова (конкурсный спектакль) поставлены одним и тем же режиссером, заслуженным деятелем искусств РФ Аркадием Кацем и оба оформлены народным художником Латвии Татьяной Швец…
Однако при всей узнаваемости почерков постановщиков «творческое кредо» театров очень различимо. И это любопытно. Кстати,  художественный руководитель Ульяновского театра, лауреат Государственной премии, народный артист РФ Юрий Копылов с 1983 по 1986 год был главным режиссером Владимирского театра драмы им. А. В. Луначарского. В памяти театралов старшего поколения и в истории театра остались талантливые спектакли Ю.С.Копылова – «Иванов» по А.П.Чехову, «Мера за меру» У.Шекспира, «Оптимистическая трагедия» Вс.Вишневского…
25 сентября владимирская публика имела возможность соприкоснуться с творческой культурой ульяновцев. Чехов, Гончаров и, конечно, Шекспир – любимые авторы Ю.Копылова. На этой литературе воспитана труппа театра. И, собственно, зрительская аудитория Ульяновска, театральная  пресса города.
Спектакль А.Ф.Каца «Три сестры» элегантен, интеллектуален и театрален в эстетике добрых 70-х. Несколько прохладен. И это огорчает, поскольку пронзительная у Чехова тема любви Вершинина и Маши Прозоровой практически «не случилась», хотя и Вершинин (С.Кондратенко) и Маша (Ю.Ильина) великолепны по типажу. Любопытны трансформации образа Маши, властной, повелительно-надменной и даже роковой красавицы, в начале спектакля похожей на укротительницу львов, а после встречи с Вершининым резко «оттаявшей» и даже несколько потерявшейся, трогательно рассеянной. Надо заметить – внешний рисунок каждой роли «филологически» точен (т.е. с точки зрения трактовок отечественной филологии), логически выверен. Любопытно, что природному, семейному аристократизму Прозоровых  Наташа (О.Копейкина) противопоставлена  именно как «апологет» аристократизма. Беззастенчиво вторгаясь в их жизни, тесня и захватывая жизненное пространство, внешне она постаралась превзойти сестер Прозоровых  и в манерах, и в гардеробе. Но внезапные, грубые деспотические проявления выдают ее плебейскую суть…
В плане актерской искренности не хватает теплоты исполнительнице Ирины (Е.Поздышева), которую режиссер озадачил к тому же довольно искусственным рефреном: Ирина ставит на авансцене детскую игрушку «волчок» и загадывает желание, надрывно крича «В Москву, в Москву, в Москву».  Надрывность и дидактичность в интонациях  присутствует,  но  от сестер ее принимать особенно  грустно.  В финале исполнителю Тузенбаха удается пронзить искренностью при расставании с Ириной, хотя в атмосфере спектакля сделать это непросто.
Хорош Чебутыкин (засл. артист РФ В. Кустарников) – субтильный и взрывной, как подросток, беспомощно твердящий  свое спасительное «всё всёравно». А вот трактовка образа Соленого (засл.артист РФ М.Петров) интересной, увы, не показалась.
Сценография с ее огромным воздушным пространством, розеткой из лиственных гирлянд, нависающей над всем планшетом сцены, усыпанным осенней листвой полом в финале, с изящными полупрозрачными  ширмами и красноречивыми венскими стульями, возможно, и придает спектаклю карнавальную красивость, но движению по  лабиринтам человеческой Души, постижению «жизни человеческого духа»  вряд ли способствует. Хотя в целом «аристократично приподнятый» Чехов –  не просчет режиссера. Особенно в наши дни, когда все – история страны, ее герои, литература, искусство, театр подвергается пресловутому «эффекту демократизации», «социального снижения»…

25 сентября

В «Человеке дождя» герой Дастина Хофмана говорил: «Чарли Беббит — мой человек» — для него эта фраза означала высшее проявление любви и близости к человеку. Именно по-настоящему «своих» людей собрал в Пермском театре «У Моста» Сергей Федотов (художественный руководитель, заслуженный артист России).
Работа с единомышленниками дает невероятную творческую свободу: так, в спектакле «непутевые», даже порой с «прибабахом» персонажи МакДонаха превращаются в целомудренных и человечных — таких, что могут вызвать у зрителя только любовь и симпатию.
Возможно, поэтому история ирландских островитян в исполнении пермяков создала в зале такую обезоруживающую тишину (ни шороха, ни обсуждения по ходу, ни скрипа), которой я уже давно в театре не ощущала. Мы, зрители, все были вовлечены в происходящее на сцене, нет, не на сцене, а по-настоящему в мире этих «сказочно милых героев»...
Пермский спектакль основан на сложном ритмическом и интонационном сюжете. Через гротескную манеру игры С.Федотов показывает, что герои существуют в своем особом измерении. «МакДонах — это не чернуха и не театр жестокости, — считает Сергей Федотов, — он любит своих „непутевых“ героев. А герои любят друг друга. Это настоящий психологический театр, очень жизненный, неожиданно шокирующий, одновременно яркий и парадоксальный».
В спектакле «Калека с Инишмана» актерское попадание в образ оказалось абсолютным: временами возникало впечатление, что смотришь не спектакль, а находишься на том острове Инишмане — одном из самых загадочнейших и священных мест в Ирландии. Одним словом, спектакль срежиссирован, сценографически просчитан и актерски воплощен блестяще. В такой ситуации даже невозможно выделить работу одного конкретного артиста. Вся история существует благодаря виртуозной и атмосферной ансамблевой игре. Театр «У Моста» хорошо знаком не только зрителям России. Коллектив участвовал в российских и международных фестивалях. Авторский театр Сергея Федотова возник из студии, созданной им в 1988 году, которая в 1992 году получила статус городского театра. Этот театр считается первооткрывателем МакДонаха в России. На сегодняшний момент в репертуаре театра четыре пьесы ирландского драматурга. В «Калеке Инишмана» Сергею Федотову и его пермским актерам удалось воплотить смешную и трогательную историю МакДонаха как истинно ирландскую.

Марина Морева

…Вечером, 24 сентября, программу  продолжил наш Почётный Гость – Национальный академический драматический театр им. М.Горького из города Минска.
На сцене пышными гроздьями расцвела сирень, а увитый лозой гигантский купол «беседки» украсили роскошные плоды, скорее всего яблоки(?!)))))… И вот в этом райском уголке, созданном  неуемной фантазией легендарного сценографа, народного художника Латвии Татьяны Швец, зазвучало слово А.Н.Островского, подхваченное пленительной музыкой Валерия Гаврилина…
Подчеркнутый «ретро-стиль» постановки известного режиссера, заслуженного деятеля искусств РФ Аркадия Каца (премьера состоялась 14 мая 2009 года) и тягуче-замедленный темпо-ритм спектакля  не смутил основную массу  владимирской публики, благодарно, живо принявшей участие  в судьбе двух влюбленных пар, героев лирической комедии А.Н.Островского «ПРАВДА – ХОРОШО, А СЧАСТЬЕ ЛУЧШЕ»…
Сюжет комедии, и впрямь, необычен. А идея упрямо декларирована  в названии. Так что и впрямь: руби правду-матку в глаза, как юный приказчик Платон Зыбкин! Но знай: лишь при счастливом стечении обстоятельств  правдолюбие обернется счастливым исходом. Хеппи-эндом, который великий драматург позапрошлого века позволял не в каждой своей пьесе. В этой позволил. Во имя любви. Точнее, даже двух любовей: молодой, страстно пылающей в двух сердцах - богатой невесты Поликсены (Вероника Пляшкевич)  и бедного жениха Платона Зыбкина (Василий Гречухин). И оставшейся в далеком прошлом любви двух людей преклонных лет – богатой барыни Мавры Тарасовны (н.а.Белоруси Бела Масунян) и старого удалого вояки Грознова (з.а.РФ Александр Брухацкий), любви, присыпанной, казалось бы, давно остывшим пеплом, но ожившей благодаря случаю и позволившей - в память о пережитых минутах искреннего чувства - расправить едва не перешибленные крылья юной любви...
Впрочем, неблагодарное дело - пересказывать сюжет, ставший театральной классикой и поставленный на многочисленных сценических подмостках. Лучше самому пойти и посмотреть одноименную пьесу в Национальном академическом драматическом театре имени Горького. Тем, кто увидел этот спектакль на фестивальной владимирской сцене,  наверняка вспомнят и милый вокал прелестной В.Пляшкевич (Поликсены) в финале и бодрые усилия няньки Фелицаты (н.а.Беларуси Ольга Клебанович) - без которых спектакль бы никак не стал именно лирической…и именно комедией.


Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой и Анны Колесовой, Татьяны Колывановой, Оксаны Соловьёвой.

Купить билеты