Свершилось! Фестиваль фестивалей, «о необходимости,  близости и неизбежности которого последние полгода
неустанно и взволнованно твердило Человечество», ОТКРЫТ.

Это, разумеется, из разряда шутливой образности, но тот факт, что иным жаждущим поучаствовать в этом событии, довелось простоять три часа или «уютно притулиться» на ступеньках партера, дает представление о  значимости происходящего…
Почётный гость форума, легендарный Малый театр открыл его своим  спектаклем «ГОРЕ ОТ УМА» по бессмертной комедии А.С.Грибоедова. В известной, практически уже легендарной трактовке Сергея Женовача  эта версия пьесы обрела  свой новый «мильон терзаний» для одинокого сердца  ранимо-ироничного  Чацкого.
И вчера  эти ностальгические терзания,  нашли прямой и искренний отклик в зрительном зале. Затаив дыхание, зал слушал с детства знакомый текст, в звуке которого «так много для сердца русского слилось, так много в нем отозвалось»… Как ожидалось, многое в этом ЗВУКЕ зазвучало неожиданно и свежо.
И все же главным подарком для владимирской публики оказался милый, непосредственный, живой, остроумный, непредсказуемый… да-да!.. вы совершено справедливо предположили:  ФАМУСОВ!! в исполнении народного артиста СССР Юрия Соломина. Вот уж кто вызвал бурю сочувствия умиления. И бурю аваций. Пожалуй, даже юные зрительницы всерьёз прониклись  глобальностью проблемы – «что за комиссия, Создатель, быть взрослой дочери отцом»! Настолько теплы, сиюминутны, забавны и обаятельны  оказались всплески, взрывы и фонтаны эмоций предприимчивого московского барина, в своем неунылом вдовстве зацикленного на шаткой репутации семейства. Уж, видно, не впервой пришлось расхлебывать заботливому папеньке последствия избыточной романтичности Софьюшки, коль так суетливо норовит он сосватать ее хоть за колоритнейшего солдафона образца XXI века  - полковника Скалозуба (з.а.РФ  В.Низовой)?.. Лишь бы не угодил в зятья какой нибудь вертопрах, вроде бедных родственников - бесполезно-премудрого златоуста Саши Чацкого или, Боже упаси! – изворотливо-гнусного, липучего Молчалина  (з.а.РФ А.Вершинин)…
Аскетизм сине-белых декораций А.Боровского, вернувшегося к принципу ловко трансформирующихся ширм, владимирской публикой воспринят с пониманием, хотя и с тайным подозрением, что это выездной вариант. А вот утренний костюм Софьи, где горизонтально по подолу платья орнаментом бегут крупно нарисованные дырочки корсетной шнуровки (художник по костюмам О.Ярмольник), озадачил. И именно потому, что больше никто из персонажей костюмами не удивил. Так что эта зримая метафора тяжким камнем легла на дно сознания (дабы позже на досуге вернуть нас к разгадыванию ребуса)…
Что касается Александра Чацкого в исполнении заслуженного артиста РФ Г.Подгородинского, то в этом худощавом молодом человеке «богемного покроя», в его характерном голосе с хрипотцой, сочетании изящества и неловкости притаилась особая звенящая нотка. Но, увы, его болезненная нежность и колкости, которыми вуалирует он свои любовные признания Софье, - бессильны. Любовь его аморфна, в ней нет энергии, надежды, перспектив…
И это больше всего раздражает Софью (О.Молочная), которая производит впечатление вполне воззрелой, волевой и рассудочной девицы, рационально выбирающей спутника жизни. Жизнь ее скучна и однообразна. А так хочется романтизма! Она не может не видеть, как мерзок и ничтожен Молчалин. Но на безрыбье и рак, как известно,  рыба…  Он, во всяком случае, покорно выполняет возложенную на него миссию робкого, романтического влюбленного. И неплохо, кстати,  справляется со своей ролью. Это несказанно Софью забавляет. Стала бы, иначе,  она рассказывать о своих свиданиях насмешливой горничной Лизанке (О.Жевакина)!.. Чацкий виноват уж тем, что помешал логичному развитию сценария. И тем, что зорким своим взглядом и колким словцом в миг способен разрушить столь старательно возводимый Софьей мираж. И ее отчаяние, рыдания в финале спектакле никого не могут обмануть – не  о том горюет, что в Молчалине она обманулась… ПРОСТО СКУЧНО ЖИТЬ  СОФЬЕ ПАВЛОВНЕ В МОСКОВСКОМ ЗАХОЛУСТЬЕ!
Режиссер снимает хрестоматийно-школярскую однозначность с трактовки комедии, избавляет персонажей от привычных ярлыков. И потому вдруг западает в сердце грустное ёрничество Репетилова (Д.Зеничев), как выясняется, отнюдь не пустослова, как утверждали школьные учебники и «неистовый Виссарион» (В.Г.Белинский, стало быть)... А - философа. И мы долго внимательно, с горечью прозрения выслушиваем эту сбивчивую исповедь о бесплодности бытия. Или о крушении иллюзий справедливого переустройства мира?
«Горе от ума» С.Женовача, как показалось вчера, - спектакль об одиночестве. И как не забавны были бы типажи гостей фамусовского бала, но злые слезы графини Хрюминой-внучки (н.а.РФ А.Охлупина) об очередном разочаровании на балу («Какие-то уроды с того света…И не с кем говорить. И не с кем танцава-а-ать…») вместе со смехом вызывают непритворное сочувствие. А как прелестны бойкие старушки-одуванчики – графиня Тугоуховская (н.а.РФ Т.Панкова или Е.Солодова), графиня Хрюмина-бабушка (з.а.РФ З.Андреева) и покорный мумия-князь Тугоуховский (н.а.РФ А.Торопов)! Как универсален потрясающий Петрушка (н.а.РФ Г.Сергеев)!.. Законодательница московских балов - Анфиса Ниловна Хлёстова в хлёстком исполнении масштабной н.а.РФ Людмилы Поляковой оглушительна и беспощадна. Да, беднягу Фамусова легко понять – не дай Бог попасть на зубок-язычок таким вот гранд-дамам: Анфисам Ниловнам, Пульхериям Андревнам… Татьянам Юрьевнам!..И Марьям Алексевнам!

«А напоследок я скажу». Старейший российский театр, верный русской психологической традиции – Академический Малый, «Дом Островского», с доверием принявший интеллектуальный и аскетичный спектакль лауреатов Государственной премии РФ, заслуженного деятеля искусств России С.Женовача и заслуженного художника РФ А.Боровского и десять лет сохраняющий его в своем репертуаре, доставил нам огромную радость, дал пищу для размышлений, согрел теплом сердец.
МЫ ЛЮБИМ ВАС, ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ,
И ВСЕГДА РАДЫ ВСТРЕЧЕ С ВАМИ!

Штатный летописец Владимирского академического театра драмы им. А. В. Луначарского Татьяна ЛАВРОВА.








Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой и Анны Колесовой, Татьяны Колывановой, Оксаны Соловьёвой.

Купить билеты