Вечер 23 сентября

"СОБАКИ-ЯКУДЗА"

Красноярский ТЮЗ никогда не позиционировал себя как театр именно юного зрителя. На его спектакли собирались зрители разных возрастных категорий. Вот и премьера прошедшего театрального сезона – боевик для театра "Собаки-якудза" – не делит зрителя на детей и взрослых. Но создатели спектакля предупреждают – чтобы прочувствовать всю боль происходящего на сцене – необходимо пропустить ее через свое сердце, что совсем не годится для зрителей до 14 лет.
Анимэ-пьеса, action-story, именно так режиссер характеризует свой спектакль. Впервые эту пьесу молодого драматурга Юрия Клавдиева многие красноярские театралы услышали на первом фестивале современной драматургии. Пьеса настолько всем понравилась, что на обсуждении после ее прочтения прозвучало единодушное пожелание — вот бы увидеть ее на сцене! Молодой питерский режиссер Тимур Насиров эту идею подхватил. Несмотря на экстремальные условия (а на выпуск Насирову был дан всего месяц, притом, что все это время актеры ТЮЗа продолжали активно играть спектакли), результат превзошел все ожидания. Театр продемонстрировал, что в нем еще сохранился немалый заряд творческой энергии и желание развиваться. И продемонстрировал не только зрителям. Специальная премия "Новация" была присуждена спектаклю на фестивале "Ново-Сибирский транзит", участвовал он и в краевом театральном фестивале «Театральная весна» 2010, а сейчас приехал на фестиваль фестивалей – "У Золотых ворот".
В «Собаках-якудза» совпало все — актерский драйв, умелая режиссура, точная сценография Никиты Сазонова, невероятно стильные костюмы Елены Соколовой, мастерски выстроенные бои Александра Бухонова.
В итоге на сцене развернулась история современного Маугли, волею судеб заброшенного в каменные джунгли большого города. Ирландский сеттер Свен (Алексей Алексеев) оставлен своим хозяином на помойке. Эту выброшенность, ненужность особенно подчеркивает сценография — старые ржавые автомобили, забытые людьми так же, как и их собаки, вынужденно обосновавшиеся здесь. Свен быстро избавляется от иллюзий и начинает приспосабливаться к этим неприветливым условиям. Но в отличие от Маугли, вступив на тропу войны в борьбе за выживание, он незаметно сам становится Шер-ханом… Ассоциаций и параллелей на этом спектакле возникает множество. В театральных кругах много рассуждают на тему, как привлечь молодежь, избалованную игровым кинематографом и анимацией, в гораздо менее зрелищный драматический театр. Тимур Насиров, режиссер спектакля, не собирается бороться со зрелищными достижениями смежных искусств. Он использует их в своей работе. Использует так, что спектакль собирает полные залы. В ткани сценического повествования легко прослеживаются отсылы к фильму Куросавы «Телохранитель» и его римейку с Брюсом Уиллисом «Герой-одиночка». Присутствует там и Джим Джармуш, его «Пес-призрак» и «Путь самурая». Узнаваемы намеки на «Техасскую резню бензопилой». И через весь спектакль неким рефреном проходит аниме-сериал «Волчий дождь». Причем режиссер не стыдливо их заимствует, а умышлено это заимствование акцентирует.
И все же, несмотря на зрелищность и кажущуюся визуальную доминанту, главное здесь другое. Невозможно не посочувствовать всем этим лузерам и аутсайдерам — на помойку жизни они попали не по своей воле…
Сам режиссер говорит, что делал спектакль для мальчиков, мальчиков всех возрастов. Но на этом спектакле рыдают и взрослые. Тимур Насиров убежден, что спектакль это такой «пустой сосуд»: что зритель в него вложит, исходя из своего опыта, то там и будет. И ходит на спектакль совершенно разная публика. Приходят и те тинэйджеры, которые в театр не ходят никогда. Приходят парни, подростки — для которых тема боли и самоидентификации очень важна. И, как ни странно, приходят очень взрослые люди. Для которых важно что-то другое.
Будучи убежденным противником сценической дидактики, Тимур Насиров считает, что спектакль должен не учить, а побуждать. Побуждать к действию, к размышлению. Навязывать готовые выводы глупо, ведь подростки — не идиоты, и каждый человек «считывает» из постановки что-то свое, а значит, и готовых общих ответов предлагать не стоит.


Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой и Анны Колесовой, Татьяны Колывановой, Оксаны Соловьёвой.

Купить билеты